Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
И выяснили, что один из объединяющих лозунгов — "Россия для русских!". Но при этом в ответах на вопрос, что разделяет наше общество, национальные различия не входят даже в тройку основных. А уж политические — и подавно. Есть и еще один результат, который удивил исследователей…
Кто мы?
Как говорят исследователи, проблемы с самоопределением сегодня наблюдаются во всем мире: американцы и европейцы, британцы и турки задаются вопросом: кто мы? Нигде нынче не сработает простая формула, типа "White Anglo-Saxon Protestant" (белый — англосакс — протестант). Сегодня, когда границы стали прозрачными, и миллионы живут не там, где родились и говорят на чужом языке, ни этническая, ни, тем более, расовая принадлежность, ни религия, и даже ни язык и культура не могут быть единственными определяющими.
На вопрос "частью какой группы, наиболее близкой по духу, вы себя представляете?" 57 процентов опрошенных ответили: "Мы — граждане Российской Федерации". Все другие предложенные варианты — национальные, религиозные, гендерные, классовые — оказались далеко не столь популярны. А политические взгляды объединяют и вовсе всего 2 процента россиян (другие вопросы исследования выявили также, что пока мы не готовы и разделиться по политическим взглядам и партийным пристрастиям).
Но если с "российским" все довольно просто, то "русским" стать довольно сложно. Для этого нужно "вырасти в России и воспитываться в традициях русской культуры" — так считает 35 процентов опрошенных.
16 процентов россиян готовы считать русским только тех, кто русский по крови — чаще всего так отвечали жители Москвы и Санкт-Петербурга. Есть и такие, кто считает, что русский — это, прежде всего, человек, говорящий на "великом и могучем", вне зависимости от того, где он живет, в Эстонии или ЮАР (14 процентов). И всего 10 процентов опрошенных готовы признать "русскими" всех тех, кто сам себя таковым считает.
Впрочем, есть нюансы. Большинство "русских" (44 процента) охотно назовут своими украинцев и белорусов. "Мы с ними одной энергетики", — говорят они. И только 7 процентов опрошенных готовы признать "русскими" чеченцев, дагестанцев и ингушей. Мало того, выяснилось, что больше половины респондентов не считают Чечню и Дагестан "по большому счету российскими территориями".
Если верить социологам, то почти половина (51 процент) жителей нашей страны согласна с лозунгом: "Хватит кормить Кавказ!", а 45 процентов наших соотечественников поддерживают лозунг "Россия для русских!"
Все это крайне настораживающее данные, которые, по мнению социологов, не должны остаться без внимания. Когда россиян спросили, что в их населенном пункте может стать причиной конфликтов и столкновений, большинство опрошенных (41 процент) назвали "межнациональные, межэтнические различия".
Некультурный алкоголик страшнее приезжего
Какая-то пугающая получилась национальная самоидентификация, основанная в основном на розни, не правда ли?
Но не все так однозначно. Когда речь идет о том, по каким качествам люди выбирают себе друзей и знакомых, оказалось, что человеческие, личные отношения и наличие общих интересов является для нас по-прежнему куда важнее национальности и вероисповедания.
Есть известная социологическая методика для измерения толерантности общества — под названием "неприемлемые соседи". С ее помощью были выявлены удивительные вещи. Оказалось, что большинство россиян не хотели бы жить или работать рядом с алкоголиками (65 процентов), геями (51 процент) и сектантами (41 процент).
Здесь мы не будем анализировать, почему гомосексуалы, которых, как говорят другие исследования, 86 процентов россиян не видели ни разу в жизни, так пугают, ровно как и вдаваться в дискуссию, что же такое секты.
Важно то, что когда речь идет о реальной жизни в одном подъезде, а не о каких-то абстрактных категориях, пугают те, кто нарушает общественный покой или хотя бы даже просто ведут себя не так, как все.
Кроме того, в ответах на вопрос о том, что разделяет наше общество, национальные различия не входят даже в тройку основных. На первом месте стоит имущественное неравенство — 59 процентов россиян считают, что пропасть между богатыми и бедными в нашем обществе самая непреодолимая.
На втором месте — конфликт поколений (50 процентов), на третьем — непонимание между сторонниками традиционных и современных культурных ценностей (47 процентов). То есть спор между теми, кто считает "Черный квадрат" искусством, и теми, кто уверен, что это профанация, в России куда более важен, чем между религиозными и уж тем более политическими оппонентами.
Гражданин "сам по себе"
Но главный сюрприз, который подарило нам исследование "новой российской идентичности", заключается в том, что когда люди отвечают на открытый, то есть без подсказок и вариантов, вопрос: "кто я? К какой группе я отношусь?" большинство из них (32 процента) сказали: "сам по себе".
Таким образом разбился стереотип об "общинном" устройстве русского человека, на который опирались философы и политики прошлого. Россия сегодня — это общество индивидов. Когда речь идет о "спонтанной самоидентификации", люди предпочли ответ "не отношу себя ни к каким группам".
По словам социологов, это новый для России, но вполне нормальный ответ для современного общества. Я — прежде всего я, а потом уже гражданин страны, женщина, журналист, русская и т.д.
Станут ли эти свободные индивиды объединяться, чтобы "дружить" против кого-то: кавказцев, геев, богатых, алкоголиков и других "неприемлемых соседей"? Ответ на этот вопрос исследование не дает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции