РИА Новости в рамках сотрудничества с британской компанией QS во вторник впервые представила версию рейтинга вузов мира на русском языке, в который вошли 800 университетов из 76 стран. Россию в этом перечне представляют 18 вузов, в том числе и Томский политехнический университет (ТПУ).
Как вузу из Сибири добиться лидерства, в чем сильные стороны отечественного высшего образования и ждут ли нас в элите мирового высшего образования, в интервью РИА Новости рассказал ректор ТПУ Петр Чубик.
— ТПУ в этом году поднялся в рейтинге QS. За счет чего это удалось, по вашему мнению?
— ТПУ впервые вошел в число ведущих вузов мира по версии QS World University Rankings в 2011 году. В прошлом году мы оказались в категории 601+, в этом — сделали шаг вперед, войдя в группу 551-600. Конечно, мне хотелось бы, чтобы ТПУ сделал более мощный рывок, но мировые рейтинги достаточно консервативны. За год-два прыгнуть вверх на две-три сотни позиций нереально.
ТПУ начал системно, нацелено заниматься продвижением в мировую университетскую элиту с 2009 года, когда была разработана и утверждена программа развития вуза как национального исследовательского университета. Сегодня мы только начинаем пожинать плоды той огромной работы, которая была проделана нашей командой.
За это время мы реорганизовали систему управления, создали вместо факультетов и НИИ научно-образовательные институты, ввели новые механизмы стимулирования научной деятельности, создали современную научно-лабораторную базу, модернизировали образовательный процесс, усилили интернационализацию, стали интенсивнее развивать связи с мировым и российским академическим сообществом, бизнес-структурами.
Эта работа теперь приносит отдачу. И наше попадание в ТОП-15 ведущих российских вузов, продвижение в отечественных и мировых рейтингах университетов — тому свидетельство.
— Сейчас готовится "дорожная карта" предстоящей работы вуза по повышению конкурентоспособности на международном рынке. На что будет сделан акцент?
— Да, действительно, сейчас ведется интенсивная работа по созданию "дорожной карты", которую нам предстоит защитить в министерстве образования и науки в октябре. Она основана на заявке, победившей на федеральном конкурсе (ТОП-15), но ее предстоит детализировать, "приземлить", наполнить реальными механизмами, привязать к этапам и датам.
К этой работе мы активно привлекаем международных экспертов, среди которых действующие и бывшие президенты (ректоры) ведущих мировых университетов. Акцент программы, если кратко, трансформировать вуз в университет преимущественно магистерско-аспирантского типа.
Это не означает, что мы должны готовить исключительно исследователей, будущих ученых, ТПУ остается техническим вузом. Но наша задача — создать систему конкурентоспособного инженерного образования, способную генерировать специалистов с глубокими компетенциями и с широким кругозором, умеющих разрабатывать новые технологии и новые продукты, заниматься проектной работой и управлением.
Точнее — специалистов, отвечающих потребностям даже не сегодняшнего дня, а будущего мировой экономики. Нашим студентам предстоит работать не только завтра, но и в 2050-2060 годы! Подготовить таких специалистов за четыре года по бакалаврским программам, а тем более по заочной форме обучения, нереально. Поэтому магистры, аспиранты и докторанты должны стать основным контингентом обучающихся в ТПУ.
Мы намерены вывести на новый принцип исследовательскую работу в области ресурсоэффективных технологий. Это наш "конек", с этой темой мы победили в конкурсе национальных исследовательских университетов.
Нам предстоит в рамках создаваемого Центра превосходства в области ресурсоэффективности сосредоточить усилия по развитию как минимум шести междисциплинарных научно-образовательных кластеров: "Устойчивая энергетика", "Безопасная среда обитания", "Медицинская инженерия", "Ресурсы планеты", "Когнитивные системы и телекоммуникации" и "Социально-гуманитарные технологии инженерной деятельности".
Это те направления, которые отвечают наиболее актуальным трендам мировой науки и по которым ученые ТПУ имеют конкурентоспособные наработки.
— Какими силами предстоит реализовывать эту "дорожную карту"?
— Достичь желаемой цели невозможно без привлечения ведущих ученых и преподавателей со всего мира, талантливой молодежи. Здесь недостаточно просто предложить им хорошую зарплату и приличное жилье. Важно заинтересовать их тематикой исследований, уровнем оснащения современным оборудованием, особой социокультурной средой в университете.
Мы ставим перед собой задачу формирования в ТПУ к 2020 году полноценной двуязычной языковой среды. И иностранцам у нас будет комфортнее, и политехники смогут активнее участвовать в интернациональных научных проектах, проходить стажировки в ведущих мировых научно-образовательных центрах, защищать там диссертации.
Понимаете, в программе одно цепляет другое. Чтобы привлечь в университет наиболее способных выпускников школ, мы должны по-новому выстроить систему довузовской подготовки, реализовать идею интернет-лицея, где на основе игровых технологий школьники погружались бы в мир точных и естественных наук, а также инженерной деятельности.
Чтобы привлечь иностранных преподавателей и высвободить временные ресурсы для сотрудников для проведения исследований, написания научных работ, для долгосрочных стажировок, необходимо перейти на модульный принцип организации образовательного процесса.
Чтобы обеспечить высокий уровень наших разработок, повысить востребованность наших выпускников, нужно расширять стратегическое партнерство и сетевое взаимодействие с ведущими российскими и мировыми компаниями. И ни одно звено в этой цепи не является второстепенным, все — главные!
— Чтобы войти в топ-100, нужно, чтобы в вузе были иностранные преподаватели. Сколько их сейчас, сколько вы их планируете привлекать и чем заманивать?
— В 2012 году около 70 иностранных специалистов привлекались к образовательному процессу, в ТПУ работает 21 международная научно-образовательная лаборатория, двумя из которых руководят иностранные профессора — Торстейнн Сигфуссон из Исландии, Ханс-Михаэль Кренинг из Германии. Совместно с СИБУР Холдингом создана лаборатория термореактивных полимеров под руководством Дирка Верваке из Бельгии.
Но, конечно, нам надо увеличивать количество иностранных сотрудников. Для этого, в частности, мы и переводим образовательный процесс на модульный принцип, который позволяет преподавателю провести свой курс единым блоком в течение нескольких учебных недель. Иностранцы охотно приезжают на работу к нам на месяц-два, более долгий срок для них уже не столь привлекателен, даже за хорошие деньги.
Впрочем, и зарплата, и система стимулирующих грантов, и подъемные, и достойное жилье — все это также предусматривается нашей программой привлечения в вуз ведущих иностранных ученых и преподавателей.
— Каков ваш прогноз по участию российских вузов в международных рейтингах и в целом их роли на мировом рынке образовательных услуг. Нас там ждут, или весь рынок уже поделен?
— Разумеется, нас там, в элитной когорте, не очень-то ждут. На мировом рынке царит жесткая конкуренция, и ни один вуз из первой сотни рейтингов добровольно не подвинется, чтобы уступить нам место. Но я не считаю, что мы менее конкурентоспособны, чем многие из "вышестоящих" вузов. В топ-600 рейтинга QS 2012 года, к примеру, вошли 22 китайских вуза, 12 университетов из Тайваня, девять из Индии.
Уверен, потенциал ТПУ и других российских университетов, вошедших в ТОП-15, при соответствующей поддержке со стороны государства, будет "распакован" и востребован на мировом рынке образовательных услуг. Задел уже есть практически у каждого. Ведь у нас на магистерских программах уровня "двойной диплом" уже учатся студенты из Германии, Франции, Чехии.