ГОРНО-АЛТАЙСК, 11 сен — РИА Новости, Елена Козлова. Участники первого в России кругосветного путешествия на вертолетах Robinson преодолели примерно пять шестых своего пути; за это время они отметили день авиации над гейзерами в Исландии, добавили себе адреналина, пролетая над холодным океаном, и больше всего устали от "родной" российской бюрократии.
![Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96218/75/962187589_0:0:2592:1936_768x0_80_0_0_550a69c69af594190ff0d0031df8d75b.jpg)
И все-таки она круглая!
На самом деле, главная и в чем-то тайная цель экспедиции для ее участников – убедиться своими глазами в том, что земля действительно круглая.
"В школе учили, глобус все видели, а на практике пока еще вот… Ну, похоже, что это так… Скорее всего", — говорит, улыбаясь, один из пилотов Дмитрий Ракитский.
"Россия превратилась из некогда великой авиационной державы в страну, которая покупает "Боинги", "Аэрбасы" и прочую технику. Наша задача понять – где же причина такого спада, почему наши дети не идут работать в ЦАГИ, не идут в конструкторские бюро, не хотят быть летчиками. И вот эта вот причина, которая нас сподвигла, помимо того, что мы путешественники", — рассказал Дмитрий.
Кроме того, экипажи хотели опробовать новый вертолет Robinson R66, который лишь недавно был сертифицирован в России. За все 36 тысяч километров пути им ни разу не потребовалось помощь авиационного техника, а это в такой экспедиции немаловажно.
Все время на запад
Они все время летят на запад. Сделав зигзаг над Европой, немного захватили Африку, а из Шотландии начался сложный перелет через Атлантический океан. Дозаправились на Фарерах, и 18 августа приземлились в Исландии, где отпраздновали профессиональный праздник — День авиации.
![Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96218/68/962186848_0:0:2592:1936_768x0_80_0_0_fa36fcfa1ad32da7599e62fde736f425.jpg)
"Увидели эти бесконечные запасы льда, которые тают. Своими глазами увидели огромные реки, которые текут среди льда, это очень впечатляющее зрелище, голубое такое, как будто бы в бездну бурлящее", — поясняет шеф-пилот аэроклуба Дмитрий Ракитский, летный стаж которого превышает 35 лет.
![Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96218/83/962188373_0:0:2592:1936_768x0_80_0_0_9b4e9ea179adb6f12ace83a8c4ac6f66.jpg)
Второго сентября экспедиция вернулась на родину. Посетили Чукотку, Камчатку. Дальше маршрут прошел через Магадан, Якутск, Иркутск, Братск и Красноярск.
Почему в небе не страшно
В среднем в сутки экипажи преодолевают чуть менее тысячи километров. Но бывали и дни, когда пилоты за день "делали" вдвое больше.
"Самый длинный день у нас был — 12,5 летных часов, это (перелет) из Гренландии в Канаду и оттуда на юг, в Ньюфаундленд и Лабрадор", — сказал Фарих.
Вертолеты летят на разных высотах, в зависимости от рельефа и погоды. Максимально машины поднимались в небо на 4 тысячи метров, а обычная высота полета — 200-300 метров над землей. Заправляться приходится каждую тысячу километров пути, при этом машины летают на авиационном керосине, самом распространенном топливе, которое можно найти везде.
"У нас сложностей не было пока, слава Богу, может быть, потому что мы как-то подготовлены. Тренировались <…> Условия полета более-менее комфортные, однако над океаном чувствуешь себя некомфортно, несмотря на наличие спасательных костюмов, плотов — некомфортно, когда ты летишь 3,5-4 часа, и берега не видишь, а внизу — холодный океан. Над теплым Средиземным морем было спокойней", — добавил он.
![Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96218/87/962188723_0:0:2592:1936_768x0_80_0_0_32d08efed6d97507602ee18c6d50de33.jpg)
Канада встретила российским флагом
Все желающие могут наблюдать за кругосветкой в режиме онлайн: на сайте путешественники отмечают пройденный путь, выкладывают фотографии и видео, делятся впечатлениями. Благодаря интернету об экспедиции знают во всех уголках мира, путешественников радушно встречают в каждой точке маршрута. И все без исключения им "страшно завидуют", ведь мало кто способен бросить все и воплотить мечту о таком путешествии, которое возможно лишь раз в жизни.
Встречали их и друзья в Канаде, которые при виде пилотов развернули российские флаги. При этом приветствовать их как героев приходили и совершенно незнакомые люди.
![Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96218/91/962189101_0:0:1084:656_768x0_80_0_0_73e4d23793148a6df9180c1f2464fc8f.jpg)
Почему в России летать сложнее
Оказывается, стоимость взлета-посадки в российских аэропортах в разы дороже, чем в самых дорогих местах планеты. Например, в Америке и Канаде это просто бесплатно. А в провинциальном якутском Олекминске с очень маленьким аэропортом пришлось заплатить втрое дороже, чем в Лондоне.
"Считаем, нас просто обманули. … С нас взяли, как они считают, вдвое больше денег, как мы считаем, — вчетверо", — с обидой вспоминает Фарих.
![Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция Первая российская вертолетная кругосветная экспедиция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96218/96/962189666_0:0:800:557_768x0_80_0_0_aab1ef119f3895d54c85499304038bba.jpg)
"Люди на местах еще помнят, как было раньше, при социализме, не могут перестроиться. Потратить три часа для того, чтобы заплатить за купленный керосин, это, конечно, ужасно", — сетует он.
Все дело в том, считает Курылев, что небо для частной авиации в России открыли лишь в 2010 году, прошло слишком мало времени для того, чтобы эта отрасль заработала так же слажено, как в других государствах, где она развивалась десятилетиями.
"Мы считаем себя оптимистами и надеемся, что малая и частная авиации в России возродится и летать станет комфортнее", — улыбается он.
В среду улыбчивые и загорелые путешественники вылетели из Горного Алтая в Новосибирск, откуда им останется долететь в родное Подмосковье, где их ждут в середине сентября.