Елена Костомарова
Документальная картина "Сэлинджер" выходит в российский прокат в обстановке строжайшей секретности. Первый показ пройдет в среду, 11 сентября, в Центре документального кино, а на следующий день фильм выйдет на экраны остальных столичных кинотеатров.
Личность Джерома Сэлинджера, автора "Над пропастью во ржи", окутана ореолом тайны. После выхода знаменитого романа в 1951 году писатель обрел невероятную славу, но к всеобщему удивлению и разочарованию через некоторое время перестал печататься. С 1965 года он вел крайне закрытый образ жизни и не только не опубликовал ни одного произведения, но и наложил строгий запрет на переиздание своих ранних работ и экранизацию "Над пропастью во ржи".
Каждого, кто осмеливался вторгнуться в уединенное жилище Сэлинджера в городке Корниш в Нью-Хэмпшире, ждало разочарование: писатель не желал общаться с внешним миром и всячески это демонстрировал. Папарацци, сутками дежурившие у забора, уходили ни с чем, а если им удавалось издали увидеть Сэлинджера, то за это они могли поплатиться разбитой камерой или даже физиономией. За годы затворничества Сэлинджер единственный раз дал интервью: в 1974 году он прокомментировал для The New York Times выход сборника своих ранних рассказов, которые были опубликованы без согласия писателя.
Документальную ленту о его жизни снял сценарист "Армагеддона" Шейн Салерно, а спродюсировал - Харви Вайнштейн. Фильм состоит из рассказов тех людей, кому приходилось лично общаться с Сэлинджером – знакомых, коллег, журналистов, а также тех, на чье мировоззрение повлияла его книга (среди них актеры Джон Кьюсак, Эдвард Нортон, Мартин Шин, Филип Сэймур Хофман и другие).
Из кусочков воспоминаний постепенно складывается полная биография: вот сын товарища писателя, служившего с ним во время Второй Мировой, рассказывает о том, как были написаны первые главы "Над пропастью во ржи", бывшая возлюбленная делится не слишком лестными подробностями их совместной жизни, а редактор вспоминает, как Сэлинджер в начале карьеры буквально выгрызал зубами право печататься в New Yorker. Особое внимание создатели уделили двум темам, повлиявшим на творчество Сэлинджера: его участию во Второй Мировой войне, воспоминания о которой сопровождали писателя всю жизнь, и любовным историям – неудавшемуся роману с Уной О’Нил, сбежавшей от Джерома Сэлинджера к Чарли Чаплину, и многочисленными увлечениями юными девушками.
Повествование ведется в хронологическом порядке, иногда перемежаясь сценами из последнего, затворнического периода. Для пущего эффекта загадочности в лучших традициях научпопа редкие документальные кадры и записи интервью с героями сменяют театральные заглушки с затемненным лицом актера, изображающего Сэлинджера, оглушающий стук пишущей машинки, дым бесконечных сигарет и нервные музыкальные вкрапления.
Создатели позиционируют "Сэлинджера" как коробку с сюрпризами, раскрывающую секреты писателя – в США фильм вышел под лозунгом "Посмотрел сам – не рассказывай другим". Фильм действительно дает представление о жизни этой неоднозначной фигуры, но все же откровением не является: многие факты, которые были известны и ранее из книги дочери писателя и других источников, здесь лишь подтверждаются в очередной раз.
Главное, что точно удалось донести авторам ленты – почему Сэлинджер так сторонился внимания к своей личности. Всем поклонникам и журналистам, осаждавшим крепость в Корнише, писатель пытался втолковать, что не может решить все их проблемы и все, что он может и хочет предложить миру – это бессмертные книги, а не их автора. Может, и правда пора перестать копаться в его жизни и подождать пару десятков лет, когда истечет запрет на публикацию всего материала, что он написал за годы отшельничества – тогда загадка Сэлинджера будет, наконец, раскрыта.
"Над пропастью во ржи" и еще 9 самых скандальных романов, которые должен прочесть каждый >>