Как показывает практика, не так сложно организовать проведение чемпионата мира по футболу, как придумать способ эффективного использования его наследия. В Ростовской области такая идея нашлась, и она уже реализуется.
После 2018 года Ростов-на-Дону с прилегающими к нему окрестностями может стать не только более удобным для проживания местом, но и получить совершенно новый вектор развития.
Чемпионат мира по футболу 2018 года станет хорошим стимулом для развития инфраструктуры одиннадцати российских городов. Однако существует риск, что после его проведения эта самая инфраструктура может стать избыточной, а вложенные в нее инвестиции либо окупятся очень не скоро, либо не окупятся никогда.
Как показывает международная практика, не так сложно организовать достойное проведение Кубка мира ФИФА, как потом эффективно использовать его наследие. Те инфраструктурные мощности, которые надлежит построить в одиннадцати городах России за сотни миллиардов рублей, могут стать недостаточно востребованными, как только эти города покинет последний футбольный болельщик, приехавший на чемпионат мира.
В Ростовской области о необходимости решения этой проблемы задумались еще до того, как Ростов-на-Дону оказался в окончательном списке городов, утвержденных для участия в ЧМ.
Приоритет — дальнейшее использование
Окончательный список был опубликован в сентябре 2011 года, но еще в июне губернатор области Василий Голубев отметил: "Опыт строительства во многих регионах показывает, что зачастую задача строительства оказывается легче, чем задача дальнейшего использования объекта. Поэтому, когда мы будем говорить о выборе проекта, вот это должно стать приоритетным".
Губернатор, прежде всего, имел в виду стадион, но перечень инфраструктурных объектов, которые следует построить к 2018 году, гораздо шире. Их можно разделить на два типа: непосредственно используемые в ходе чемпионата (спортивные объекты и гостиницы) и сопутствующие (дороги и прочие городские коммуникации, а также аэропорт).
По поводу сопутствующей инфраструктуры вопросов практически не возникает — она востребована всегда и практически в любом количестве. Сложнее — с непосредственной инфраструктурой.
Дороги лишними не бывают
Проще всего с автомобильными дорогами. Проблема их недостаточности актуальна для всех регионов России, поэтому трудности с эффективным использованием этой части наследия чемпионата мира в Ростове-на-Дону после 2018 года вряд ли возникнут.
Транспортная ситуация в городе сегодня не самая благополучная. Особенно это касается его центра, который к середине дня практически весь окрашивается на карте "Яндекса" в красный цвет. После ЧМ ситуация должна измениться кардинально.
Основной дорожный проект в рамках подготовки к ЧМ — это реконструкция Ворошиловского моста и строительство его дублера, что позволит разгрузить главную транспортную артерию города, связывающую правый и левый берег Дона. Город без этого моста задыхался, его строительство было необходимо и без чемпионата, а ЧМ-2018 лишь ускорил процесс принятия решений.
Кроме того, должны быть реконструированы южный и западный подъезды к Ростову и построен его северный обход. Это также облегчит транспортную ситуацию в городе, так как уведет из него большую часть транзитного потока.
Все, что касается дорог, справедливо и по отношению к другим составляющим городской инфраструктуры — кольцевому газопроводу, дополнительным электроподстанциям, линиям водоснабжения и водоотведения и др. Все это после 2018 года пригодится городу-миллионнику в полном объеме.
Из всего массива сопутствующей инфраструктуры вопросы по поводу будущего использования могут возникнуть только к воздушной гавани. Аэропорт "Южный", который будет построен с нуля, рассчитывает принимать около 8 млн пассажиров в год. При этом сейчас старый аэропорт города принимает немногим менее 2 млн человек в год. Таким образом, мощность будущего аэропорта в четыре раза превышает текущие потоки.
Правда, следует отметить, что необходимость строительства нового аэропорта назревала уже давно. Старый находится практически в черте постоянно разрастающегося города, поэтому его использование связано с определенными неудобствами. К тому же мощностей старого аэропорта стало явно не хватать. То есть и в этом случае попадание Ростова-на-Дону в список одиннадцати "футбольных" городов лишь подстегнуло правительство области к принятию решения.
Тем не менее, мощность в 8 млн сейчас кажется немного завышенной, а поэтому для эффективного использования аэропорта администрации области и города необходима некая идея, которая позволила бы увеличить пассажиропоток.
Стадион при городе — или город при стадионе?
Сложнее всего обосновать пост-чемпионатское существование объектов инфраструктуры, отнесенной к категории "непосредственной", то есть стадионов и гостиниц.
Впрочем, по поводу гостиниц, как и по поводу дорог, также не следует беспокоиться. Сейчас мощность гостиничного комплекса в Ростове-на-Дону не то чтобы недостаточна — она недостаточна в части повышенной "звездочности". Поэтому ожидаемый вал искушенных с точки зрения сервиса туристов стал хорошим поводом для того, чтобы этот недостаток восполнить.
К ЧМ в городе планируется построить два пятизвездочных и два четырехзвездочных отеля, а также большой гостиничный комплекс в левобережной зоне.
Пожалуй, для такого массового мероприятия, как ЧМ, этого будет даже недостаточно, а поэтому дополнительно будут привлекаться мощности студенческих общежитий и частный сектор. После проведения чемпионата новые гостиницы также будут востребованы — при условии постоянного роста туристического потока.
Труднее решить задачу с полноценным использованием нового стадиона вместимостью в 45 тыс. человек — при том, что средняя домашняя посещаемость матчей команды "Ростов" в 2012 году составила около 10 тыс. человек. Увеличить посещаемость в четыре с лишним раза в ближайшее время очень сложно, и эта проблема не только ростовская, а общероссийская, так как максимальная средняя посещаемость в прошлом году составила 20 тыс. человек за матч.
К сожалению, в нашей стране культура футбольного боления еще далека от британского или германского образцов, а традиция посещать футбольные матчи семьями у нас пока не выработалась, и очень сомнительно, что выработается в ближайшем будущем.
Частичному решению проблемы избыточности стадионных мощностей может помочь международный опыт по строительству сборно-разборных стадионов. Новые технологии позволяют уменьшать вместимость такого стадиона в определенных пределах. В администрации Ростовской области рассчитывают уменьшить ее после чемпионата до 30 тыс. Однако даже такая величина избыточна, если использовать стадион только по прямому назначению. Очевидно, что без оригинальной идеи Ростову-на-Дону, как и многим другим городам из числа одиннадцати, не обойтись.
В Ростовской области такая идея нашлась, и она уже постепенно реализуется.
Кластер всероссийского значения
Здесь решено не просто построить стадион, который возвышался бы громадным "колизеем" где-нибудь на окраине, а сделать эту арену частью огромного спортивно-рекреационного кластера на левом берегу Дона.
Задача освоения левобережной части Ростова-на-Дону возникла достаточно давно. Эта территория в несколько десятков гектаров сейчас почти не используется, так как в весенний период ее затапливает. Для ее освоения необходимо намывать дополнительный грунт, но проводить такие дорогостоящие работы имеет смысл только в рамках большого проекта.
Для решения этой задачи на разных этапах предлагались разные варианты, вплоть до банального мега-торгово-развлекательного комплекса. Но только сейчас, благодаря чемпионату мира, эта задача нашла окончательное и более элегантное решение.
Фактически планируется на большом пустыре выстроить новый город — но не просто город, а город для здорового отдыха. Пока точного проекта еще нет, есть только общая концепция, но она выглядит вполне разумной хотя бы потому, что позволяет комплексно решить несколько задач и при этом не только не остаться внакладе, но и хорошо заработать в перспективе.
В результате чемпионат мира станет не самоцелью, а лишь отправной точкой большой и многолетней программы, в рамках которой новый стадион будет самой крупной, но далеко не единственной функциональной составляющей.
Сейчас известно, что наряду со стадионом здесь будет построен водно-спортивный объект "Акватория", который позволит проводить в Ростове-на-Дону международные соревнования, а также стать местом для активного водного отдыха ростовчан. Возможно также, что здесь появятся сооружения и для других видов спорта — теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки, велосипедные дорожки, аквапарк и прочее.
Плюс к этому, чтобы не замыкаться только на спортивной специфике кластера, но и активно использовать рекреационной составляющую замысла, вполне гармонично было бы разместить здесь оздоровительные учреждения и объекты культурно-развлекательного характера. Кстати, стадион мог бы хорошо вписаться в культурную жизнь города как место для проведения крупных концертов или даже фестивалей.
Можно также задуматься над созданием тематических детских комплексов наподобие Диснейленда, но со спортивной направленностью.
Создание такого кластера, при продуманном проектировании и соответствующей рекламе, может стать своего рода визитной карточкой Ростова-на-Дону, которая привлечет сюда дополнительные потоки туристов не только из других регионов страны, но и из-за рубежа, что, в свою очередь, послужит хорошим трамплином для дальнейшего развития города и всей Ростовской области. Сюда же хорошо впишутся все объекты инфраструктуры, построенные к ЧМ, которые могли бы показаться избыточными после 2018 года — в том числе аэропорт "Южный".
Сейчас ежегодный поток туристов в области составляет около 1 млн человек. В 2012 году он вырос на 10%. При таких темпах к 2018 году он может выйти на уровень 2 млн человек, а если идея создания спортивно-рекреационного кластера оправдает себя, то эта величина может быть в разы больше.
Намыв грунта в левобережье уже ведется, то есть можно сказать, что Ростов-на-Дону стал первым регионом, где начались реальные работы по подготовке к ЧМ-2018.
Таким образом, напрашивается вывод: после 2018 года Ростов-на-Дону с прилегающими к нему окрестностями не только станет удобным для проживания местом (так как решится множество инфраструктурных проблем), но и может получить совершенно новый вектор развития, который коренным образом улучшит жизнь населения города и всего региона.