Логистика — один из китов, на которых держится туристская сфера. С развитием технологий в этой области появляются все новые и новые предложения, позволяющие добраться из пункта А в пункт Б с наименьшими трудозатратами. К таким новшествам можно отнести предложение от Федеральной пассажирской компании, вышедшей на рынок с новой услугой — вагоном-автомобилевозом. Чтобы разобраться с новинкой, оценить все ее плюсы и минусы, наш корреспондент проделал путь по маршруту Москва — Хельсинки — Стокгольм.
Суть услуги заключается в том, что с недавних пор пассажирский поезд №32/31 "Лев Толстой", следующий по маршруту Москва — Хельсинки, дополнен одним или несколькими специализированными грузовыми вагонами, предназначенными для транспортировки легковых автомобилей, путешествующих по железной дороге вместе со своими хозяевами. Время в пути с учетом пограничного контроля на российско-финской границе — 13 часов 20 минут.
![Заезд на движимую парковку Заезд на движимую парковку](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96195/25/961952575_0:0:4288:2848_768x0_80_0_0_67774a40504384a9612f58e8d004ee1a.jpg)
Каждый вагон-автомобилевоз вмещает от трех до пяти машин в зависимости от их размеров. По принятой классификации весь перевозимый транспорт делится на три группы:
- А — весом до 1200 килограмм снаряженной массы,
- В — от 1201 до 1500,
- С — все, что свыше.
В зависимости от класса, в который попал четырехколесный путешественник, его хозяину предстоит заплатить 400, 450 и 500 евро соответственно. Но о ценах чуть позже — на услугу действует сложная скидочная система, о которой стоит сказать отдельно. Для начала нужно разобраться, как это работает.
![Машина надежно крепится внутри вагона Машина надежно крепится внутри вагона](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96195/41/961954156_0:0:3131:2048_768x0_80_0_0_5d10e7ed886a74550c685c774e82f831.jpg)
Если для пассажиров "Льва Толстого" путешествие в Финляндию начинается в 22.50 мск, то машины начинают готовиться к отбытию в Страну тысячи озер немного раньше и не на перроне Ленинградского вокзала, с которого отправляется скорый поезд, а с погрузки на грузовом терминале того же столичного транспортного узла. Перед тем как машина будет размещена и надежно закреплена внутри вагона, происходит ее оформление.
![Опись четырехколесного путешественника Опись четырехколесного путешественника](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96195/49/961954998_0:0:4288:2848_768x0_80_0_0_0557291a895ce1c44fd2a9f13d66bbf1.jpg)
Здесь следует сделать небольшое лирическое отступление и сказать пару слов о пакете документов, который потребуется для того, чтобы поездка стала возможной. Во-первых, международные права. В отделе ГИБДД они оформляются за час, пошлина — тысяча рублей, требуются фотографии и медицинская справка как для обычных, внутренних документов, свидетельствующих о праве на управление автотранспортным средством. Во-вторых — Green Card, то есть страховой полис для автомобилистов на территории других стран. Такой документ, действительный 15 суток, обойдется в 1,5 тысячи рублей. В-третьих — таможенная декларация на автомобиль.
Важным моментом, который стоит учесть заранее, является то, что если вы управляете автомобилем по доверенности, требуется специальное нотариально заверенное разрешение от владельца.
![Лев Толстой сократит пробег вашего авто примерно на 2 тысячи километров Лев Толстой сократит пробег вашего авто примерно на 2 тысячи километров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96195/63/961956336_0:0:3077:2048_768x0_80_0_0_aa7d180f3b36223c03d7ceef34a82a3d.jpg)
Итак, с формальностями покончено — можно отправляться в путь. Особых проблем с пересечением границы нет — кто хоть раз ездил за пределы нашей родины на поезде в направлении Скандинавии, это знает. Механизм отлажен, и вся процедура занимает около получаса. Присутствие собственника у машины при прохождении таможенного контроля обязательно. К слову, время, в которое предстоит пересекать границу, вполне щадящее — в Выборг поезд прибывает в 07.51, а Вайниккала — первая станция с финской стороны — значится в расписании уже в 08.32. Следующим и последним железнодорожным этапом для машин и их владельцев, если не считать обратную дорогу, становится станция Пасила недалеко от Хельсинки. Здесь происходит разгрузка авто.
![Уйти в плавание теперь можно и на собственной машине Уйти в плавание теперь можно и на собственной машине](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96195/78/961957833_0:0:4288:2848_768x0_80_0_0_f8d6aabf09b2037d52ed902f8c1d2960.jpg)
На этом повествование о практической стороне поездки можно было бы закончить и перейти к вопросам цены и преимуществ с недостатками, однако стоит рассмотреть услугу от ФПК полностью. Дело в том, что в мае этого года упомянутой организацией было подписано соглашение о сотрудничестве с европейскими паромными компаниями Finnlines и Tallink Silya. Нас, простых пассажиров, это касается, потому что услуга по перевозке автомобилей по железной дороге может не оканчиваться территорией Финляндии. Теперь есть возможность приобретения опционного пакета с дальнейшим трансфером в страны, куда ходят паромы этих перевозчиков: Швецию, Польшу, Германию и государства Прибалтики — Латвию и Эстонию.
В нашем случае это была Швеция. Алгоритм прост — самостоятельный переезд в порт Хельсинки, получение билетов-карточек на себя и машину, погрузка авто в трюм и размещение в каюте.
Путешествие на пароме — настоящем плавучем городе с целыми улицами, пестрящими магазинными вывесками, барами, ресторанами и прочими атрибутами современного мегаполиса, — тема для отдельного разговора, поэтому пока опустим ее. После прибытия в Стокгольм следует достаточно быстрая разгрузка, и вот вы вольны ехать на собственном автомобиле туда, куда пожелает душа.
![Вес четырехколесного друга напрямую влияет на стоимость билета Вес четырехколесного друга напрямую влияет на стоимость билета](https://cdnn21.img.ria.ru/images/66568/24/665682413_0:0:3234:2000_768x0_80_0_0_2359f0adedd0ef11d685d16be1cb4ace.jpg)
Теперь о ценах. Приобретение комплексного пакета, включающего в себя доставку пассажиров и автомобиля, возможно в одном офисе в Москве и двух представительствах в Санкт-Петербурге. Заплатить за это удовольствие придется следующие суммы: перевозка транспортного средства с учетом скидки может обойтись в сумму от 190 до 500 евро. Цена и размер дисконта зависит от класса купе, количества временно спешившихся автотуристов, наличия среди них детей и других факторов. Если говорить более конкретно, то перевозка машины в одну сторону с одновременным приобретением двух купейных билетов будет стоить 180 евро, трех — 150. К этим цифрам стоит прибавить цену самих билетов, каждый из которых, если верить официальному сайту перевозчика, обойдется в 4,707 тысячи рублей. С ростом класса автомобилей, о градации которых мы упоминали ранее, растет и стоимость перевозки. Впрочем, пропорционально растут и скидки.
При одновременном приобретении услуг по перевозке автомобилей на поезде и морском пароме на последний вид транспорта также можно получить скидку. На корабле Finnlines автопакет "транспортное средство + каюта без окна" обойдется в 400 евро вместо 678, Tallink Silya также может скинуть приличную сумму — до 30% от базовой стоимости.
![Прокатить свою машину по железной дороге теперь можно не только в Хельсинки, но и в Петербург Прокатить свою машину по железной дороге теперь можно не только в Хельсинки, но и в Петербург](https://cdnn21.img.ria.ru/images/94614/24/946142420_0:0:3105:2000_768x0_80_0_0_a05bccc89c865708c3e8d764ecb993e1.jpg)
К минусам услуги можно отнести то, что нельзя отправить машину самостоятельно, без сопровождения, с тем, чтобы, прилетев, например, в столицу Швеции самолетом, встретить ее уже на месте. Также определенных временных затрат требуют и бюрократические моменты, которые хоть и здорово оптимизированы, но все равно потребуют немало внимания.
К плюсам относится то, что к месту проведения отдыха вы приезжаете выспавшимися и отдохнувшими, имея в распоряжении собственную машину, которой удалось сэкономить пару тысяч километров пробега. К тому же любопытный путешественник может получить дополнительное удовольствие от езды на поезде — для любителей чая из стакана в подстаканнике и волшебного железнодорожного тудух-тудух, приглушенного, но не побежденного современной звукоизоляцией, и на пароме.
Вопрос о цене остается дискуссионным. Здесь каждый должен решить для себя сам — приемлема ли эта услуга с финансовой точки зрения. Но перед тем, как вынести окончательный вердикт о целесообразности приобретения билетов и места в вагоне-автовозе, стоит сравнить их стоимость с той суммой, которую надо заплатить за перелет по маршруту Москва — Хельсинки или Москва — Стокгольм и аренду авто аналогичного класса на месте.
Алексей Светозарский