МОСКВА, 9 сен — РИА Новости. Нынешняя избирательная кампания во многом строилась по западным образцам, считают политологи. Однако некоторые эксперты полагают, что "западные" черты были присущи только внешней стороне кампании, но не ее содержанию, а кто-то вообще считает эту кампанию пародией на западный стиль предвыборной борьбы.
В воскресенье в десяти субъектах Федерации прошли выборы глав регионов, в том числе выборы мэра Москвы, губернатора Подмосковья и глав переживающих паводок Хабаровского края и Магаданской области. В целом по стране прошли около 7 тысяч выборов и референдумов регионального и местного уровня — во всех регионах, кроме Санкт-Петербурга и Кабардино-Балкарии. Помимо десяти губернаторских прошли также 16 региональных парламентских выборов.
Западные лекала
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что по западным лекалам строились избирательные кампании, проводимые оппозиционными кандидатами.
"Понятно, что кампания, которую мы сейчас наблюдали по всей России, особенно в Москве, навязывалась оппонентами власти по западным меркам. Это была западная кампания. Провластные команды оказались к этому просто не готовы. Недочеты работы штаба того же Собянина мы видели воочию", — заявил политолог в понедельник на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной результатам выборов мэра Москвы.
"Если кампания была западная по соблюдению законодательства и по технологиям, то по содержанию она была глубоко российская, к сожалению… Нам надо наращивать содержание. Содержания на этих выборах было не очень много. Ни в одном регионе, ни в одном городе не было серьезной конкуренции программ, не было серьезной конкуренции идеологий. По большому счету, даже не было серьезной конкуренции людей — не везде, вернее, она была. Была конкуренция технологий, которые применялись", — сказал Миронов.
В свою очередь политолог Евгений Минченко считает избирательную кампанию квазизападной.
"На самом деле никакого западного стиля избирательной кампании здесь не было. Что главное в избирательном стиле западной кампании? Так называемый issues — содержательные вопросы, когда кандидаты разбирают вопросы пенсионной реформы, социального, медицинского страхования. Ничего подобного у нас не было, поэтому не надо рассказывать, что у Навального кампания по западным лекалам. Это кампания тех людей, которые посмотрели кино о том, как на Западе проводятся выборы, а не кампании тех людей, которые изучали, как делаются выборы на Западе", — сказал эксперт.
Он отметил, что эти выборы "показали пренебрежение содержанием со стороны всех кандидатов".
Минченко также полагает, что сейчас, когда уровень конкуренции выборов серьезно вырос, на первый план выходит репутация кандидатов.
"В чем сила Евгения Ройзмана? В том, что в отличие от Алексея Навального это политик с репутацией. Навальный — это миф, который каждый из его сторонников наполняет своим содержанием, политик пока еще без оформившегося образа. Про Ройзмана в Екатеринбурге все всё знают. Он там уже 15 лет в политике", — отметил он.
По мнению политолога, серьезные результаты на этих выборах получили те, кто начал готовиться заранее.
"Лайки" превращаются в голоса
Председатель комиссии Российской ассоциации электронных коммуникаций по социальным медиа Андрей Яблонских подчеркивает, что для большинства избирателей Навальный именно блогер.
"Навальный продемонстрировал другим кандидатам, как с помощью своего блога и перепостов сторонников можно объединить людей. Если раньше люди голосовали только "лайком", то в этот раз многие вышли на избирательные участки и отдали свой реальный голос", — сказал Яблонских.
Основатель LiveInternet Герман Клименко также считает, что кандидат Навальный набрал голоса только благодаря активности в соцсетях и блог-сервисах. "Очевидно, (активность в соцсетях — ред.) повлияла", — согласен и совладелец компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов.
Впрочем, технический директор "ВКонтакте" Николай Дуров предположил, что роль соцсетей "скорее была в координации действий сторонников и волонтеров, а не в качестве средства агитации".