КРАСНОЯРСК, 9 сен — РИА Новости, Андрей Мармышев. Участившиеся в Красноярском крае случаи нападений медведей на человека связаны с ростом численности этих животных и деградацией традиционного охотопользования, считает потомственный охотник Борис Наконечный. Специалисты говорят, что в агрессии животных часто виновны сами люди.
В минувшие выходные под Ачинском медведица убила двух грибников. Ранее, в августе, медведь напала на туристов в Ергаках. Весной в Эвенкии жертвами хищника стали два рыбачащих геолога.
Возможное бешенство
"Год достаточно благоприятный для зверя. В тайге нормальный урожай грибов, ягод и орехов. Возможно, что погибшие грибники случайно наткнулись на место, где медведь припрятал пищу… Или зверь болел бешенством… Сейчас следственные органы разбираются в происшедшем. Дней через десять причина станет известна", — сказал Званцев.
По его информации, численность медведей в красноярской тайге составляет в настоящее время восемь-девять тысяч штук. "В разы численность их не увеличилась, но небольшой рост поголовья отмечается", — сказал он.
Деградация традиций
Директор "Агентства традиционного сибирского хозяйства" Борис Наконечный, потомственный лесовод и охотник, подтвердил РИА Новости, что популяция медведей в красноярской тайге увеличилась.
"Численность медведей растет, а количество профессиональных охотников сокращается, мало осталось лаек, способных держать зверя, поднять его на берлоге… В последние годы произошла деградация традиционного охотопользования… Теперь медведи есть повсеместно в местах, где есть немного хвойного леса", — сказал он.
По словам Наконечного, регулировать численность охотой сложно. Охотничья лицензия на медведя стоит 3 тысячи рублей — для населения это дорого.
Кроме того, закон "Об оружии" ограничивает нахождение человека с ружьем в лесах. Обязательно нужна путевка. Без нее нахождение (будь то на сборе дикоросов, заготовке древесины) с оружием в тайге противозаконно. "Людям приходится выбирать: нарушать законодательство и брать оружие или идти без оного и подвергать себя дополнительному риску при встрече с дикими животными", — пояснил Наконечный.
Люди манят зверей
Специалисты считают, что человек зачастую сам виноват в последующей звериной агрессии. Многочисленные свалки привлекают животных. Дачники и грибники бросают мусор на лесных полянах и дорожных обочинах. Многие туристы не только оставляют кучи объедков возле туристических палаток, но еще и специально бросают медведям корм.
"Нельзя их кормить… Туристы оставляют еду возле палаток. Некоторые, особо неадекватные, даже кашу для них варят. Зверь поел, пища кончилась, но хочется еще. Вот он и рвет палатку, откуда доносится запах еды. Начинаются конфликты", — рассказал директор природного парка "Ергаки" Игорь Грязин.
"Проблему эту не может решить даже захоронение органических остатков на значительной глубине, так как медведи, обладая хорошо развитым обонянием, легко их обнаруживают и раскапывают… В случае невозможности организовать вывозку… пищевые отбросы должны уничтожаться путем сжигания", — говорится в памятке.