Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости
Все родители хотят дать свои детям хорошее образование. Императоры Романовы не были исключением. Только отдать своих чад в самую лучшую школу, а потом в самый престижный университет (тем более, заграничные) они не могли — российским самодержцам полагалось учить своих наследников дома.
Но домашнее образование цесаревичей отличалось от обычного домашнего образования, которое, кстати, в те времена не было редкостью.
Наследники параллельно получали сразу два полноценных и не пересекающихся между собой высших образования — военное и гражданское. Времени учеба у них занимала гораздо больше, чем у других детей их возраста. При этом пошалить с одноклассниками на уроке или побеситься с ними на переменке было нельзя, потому что одноклассников у них не было. На протяжении всего детства и юности была только учеба у требовательных педагогов с утра до вечера, даже долгих летних каникул они были лишены.
Как результат наследники престола в России становились одними из самых образованных людей своего времени. Но никто из них не понял бы слов известной советской песни: "Школьные годы чудесные…"
Ученики и тяготы учебы
Наследниками в династии Романовых всегда были мальчики. Императрицы на российском престоле — и Екатерина I, и Анна Иоанновна, и Елизавета Петровна, и Екатерина II — это результат непредвиденных обстоятельств, никто их целенаправленно к высшей власти не готовил. В лучшем случае они получали домашнее образование для девочек из высшего сословия: азбука, арифметика, иностранные языки, танцы, рукоделие.
Плановые, если так можно выразиться, наследники — старшие сыновья царствующих особ, и "резервные" — их младшие братья, получали совсем другое образование, их с детства готовили к управлению империей.
Даже если в семье были мальчики-погодки, каждый занимался по индивидуальной программе. Даже подобия класса из двух-трех разновозрастных учеников при изучении базовых учебных дисциплин не допускалось. Вместе дети Романовых занимались только на уроках верховой езды, фехтования, танцев, гимнастики, а также на "факультативных", как сказали бы сейчас, уроках — например, ведения личных финансов.
В конце 1850-х, в разгар либеральных реформ Александра II последний отдал своих сыновей в кадетский корпус, а его старший сын Николай (рано умерший) был зачислен в Пажеский корпус, где сидел на одной скамье с другими студентами. Но после летней практики в кадетских лагерях и нескольких лекций в Пажеском корпусе императорская семья от такой "демократии" отказалась и вернула детей к домашнему образованию.
Только в начале XX века великие князья стали поступать в обычные университеты. Планировали ли последние Романовы отдать цесаревича Алексея в университет — остается гадать. Вряд ли. Он был неизлечимо болен гемофилией, и обычная студенческая жизнь едва ли ему подходила.
Учителя и их бонусы
Для своих чад Романовы, естественно, могли, нанять самых именитых педагогов и самых авторитетных специалистов современности в той или иной области знаний и искусств. Что касается педагогов-предметников, то этой возможностью императоры пользовались. Среди учителей наследников встречаются имена, оставившие след в российской и мировой истории.
![Эмилий Христианович Ленц Эмилий Христианович Ленц](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96076/54/960765461_0:0:1440:2048_768x0_80_0_0_243850a8dcc018a3d2b7e5804a7c61d2.jpg)
В разное время своим наукам и искусствам юных Романовых обучали физик Ленц,натуралист Паллас, поэт Жуковский, писатель Гончаров, художник Брюллов, историки Погодин и Соловьев, дипломат Горчаков, географ Литке, финансист Витте, а также другие сейчас подзабытые "властители дум" своего времени.
Но среди наставников юных Романовых доля звездных педагогов всегда была незначительна. В XVII веке их вообще не приглашали, тогда наследников учили ближние бояре, особо доверенные дьяки и священники. В XVIII и XIX веках костяк педагогического корпуса составляли выбранные самими императорами в учителя своим сыновьям офицеры, придворные и рекомендованные Романовым со стороны иностранцы, обычно преподаватели иностранных языков.
Выдающимися педагогическими или научными дарованиями никто из них не обладал. Многие вообще впервые в жизни становились учителями. Но к своим новым обязанностям они относились добросовестно и оказывались очень неплохими педагогами, хотя преподавать им было намного труднее, чем в обычной гимназии.
У них не было такого мощного педагогического рычага, как отчисление неуспевающих или плохо себя ведущих учеников, даже пожаловаться лишний раз родителям было проблематично. Невольно приходилось зарабатывать непререкаемый авторитет в глазах своих непростых учеников.
Оплата их педагогического труда была высокой, но не чрезмерной, в среднем равнялась жалованию армейского генерала и после увольнения сохранялась в виде пожизненной пенсии. Но главное преимущество заключалось в близости императорской семье, что автоматически конвертировалось в более солидные дивиденды.
Как это бывало, показывает пример наставника юного Александра II гусарского капитана Мердера. При новом назначении он получил чин полковника, через четыре года — генерал-майора свиты Его Величества. Еще через год был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, который по своему статуту вообще-то боевая награда. На поле боя гусар Мердер ее не удостоился даже после тяжелого ранения в битве при Аустерлице. Еще через три года он стал генерал-лейтенантом и до окончания учебы своего питомца наверняка дослужился бы до полного генерала, если бы не занемог и не отбыл бы на лечение в Италию.
Образовательные стандарты: без круглых отличников
До начала XVIII века, до внука Петра I, сына его казненного сына Алексея, включительно, писать и читать царевичи начинали рано, с 5-6 лет, но к систематическим занятиям приступали с 10-11-летнего возраста и учились, как правило, до 15-16 лет.
Начиная с сына Екатерины II Павла, то есть со второй половины XVIII века, обучение наследников начиналось с 6-7 лет.
Учебный план со временем варьировался, но в целом на протяжении всего XIX и начала XX века он состоял из трех ступеней: приготовительный курс (начальная школа), подробное обучение (средняя школа) и учение применительное (высшее образование).
В классы на занятия маленькие великие князья приходили в своей военной форме, если они уже были зачислены шефами в какой-нибудь полк, а до этого — в мундирах, стилизованных под военные.
Фактически Романовы параллельно получали сразу два высших образования: гражданское, которое по современным меркам лучше всего подходит под определение юридического, и военное. Они изучали военную историю, тактику, фортификацию, инженерное дело, саперное, артиллерийское, занимались строевыми занятиями, выездкой, учебной стрельбой и т.п. Все, как в гимназиях и университетах; все, как в кадетских корпусах и юнкерских училищах. Только не по отдельности, а вместе и одновременно.
Учебная нагрузка составляла, в зависимости от возраста, от 30 до 40 часов в неделю, не считая времени на выполнение домашних заданий. На самом деле больше, потому что пойти погулять во двор с друзьями юные Романовы не могли, и прогулки на свежем воздухе у них, как правило, совмещались с уроками верховой езды, гимнастики, военной подготовки.
Учились царские дети в среднем гораздо больше, чем их сверстники. Все их детство и вся юность были одной непрерывной чередой уроков.
Продолжительных летних каникул, как у гимназистов и студентов, у юных великих князей не было, только Николай I позволял своим наследникам отдыхать летом полтора месяца. После него дети Романовых учились круглый год, а короткие каникулярные перерывы в учебе были связаны только с праздниками.
Николай I ввел для своих детей полугодовые (летом) и годовые экзамены (в январе). Впоследствии остались только годовые зимние экзамены. Оценки ставились по пятибалльной шкале. Сведений о двоечниках и второгодниках среди наследников история не сохранила. Круглых отличников тоже не было.
![Российский император Николай I Российский император Николай I](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96077/06/960770609_0:0:1538:2048_768x0_80_0_0_14e5526611b1aa17c3bb5cf27f65b18f.jpg)
Великие князья были либо "хорошистами" (реже), либо твердыми троечниками (чаще). Но честные три балла, поставленные по физике соавтором закона Джоуля — Ленца, по литературе — Гончаровым, по истории — Соловьевым, по географии — адмиралом Литке, по экономике — премьером Витте, порой стоили пятерки, поставленной в городской гимназии каким-нибудь "человеком в футляре". А в том, что "трояк" наследнику был честным, сомневаться трудно, такие учителя-предметники были людьми самодостаточными, чтобы не держаться за место дворцового учителя, а для их учеников оценка была всего лишь оценкой их знаний, на дальнейшую их учебу она никак не влияла.
Ученики Романовы были обычными школьниками, только учившимися в необычной школе. Проводили они в ней от 12 до 14 лет. По традиции, образование наследника должно было завершать заграничное путешествие.
Неизвестная сторона Романовых
Благодаря классической русской литературе XIX и XX веков и учебникам истории, по которым все мы учились, советские школьники росли с вполне определенными представлениями о том, кем были русские самодержцы из династии Романовых.
Получалось, что они были либо придурковатыми, как Павел, либо патологическими садистами, как Николай I Палкин, либо тихими алкоголиками, как Александр III, либо безвольными жениными подкаблучниками, как Николай II Кровавый. В общем, крайне неприятными типами. За исключением, пожалуй, "прогрессивных" Петра Великого и Александра II Освободителя,
но про них тоже много нехорошего сказано. Про императриц вообще лучше промолчать.
Возможно, в глазах некоторых литераторов и историков так они и выглядели. Но про одно и писатели, и авторы тех учебников — все, как один — явно умалчивали. Романовы, по крайней мере, из мужской половины династии, были одними из самых образованных людей своего времени.
Каждый имел по два добротных высших образования. Пусть не с "красными дипломами", а с удовлетворительными оценками, но ими честно заслуженными в процессе очень нелегкой учебы, которую выдержал бы, наверное, далеко не каждый из их недоброжелателей.