Все американские телевизионные каналы крутили одно и то же — выступление Барака Обамы о том, что "красная линия" перейдена, и жуткие кадры из Сирии. "Слабонервных просим не смотреть", предупреждали ведущие, но я смотрела. На выложенные в ряд маленькие тела словно уснувших детей, запеленутые в белое, на больничные покои, где оказывают помощь пережившим газовую атаку. Было больно и страшно смотреть на этот сирийский Беслан, где дети стали непонятно чьими заложниками.
На сайте Newsmax, где я проголосовала против, нас было 82%, более 200 тысяч человек. Даже сенатская комиссия по международным делам раскололась в среду при голосовании по резолюции, одобряющей вмешательство — десять "за", семь "против", один воздержался.
Последняя надежда американцев — на избранный ими Конгресс, за которым остается последнее слово: бомбить или не бомбить.
Побомбить и скрыться
Около 100 тысяч человек погибли в затянувшемся сирийском противостоянии. По представлениям политиков, властью облеченных, считается, что эти люди были убиты более гуманным, по сравнению с химатакой, способом — автоматными очередями, бомбами и ракетами.
Если бы показать изорванные, развороченные тела этих умерщвленных общепринятым способом, зрелище было бы еще более шокирующим.
Его сторонники верят, что это жест традиционного американского идеализма, проповедующего нечто вроде "добро должно быть с кулаками". И поскольку президент сказал "надо бомбить", политики стараются спасти его честь.
Военные спецы обрисовывают народу цивильный вариант поражения целей, но средний американец не верит в то, что это будет чем-то наподобие компьютерной игры: нажмешь, мол, на кнопочку — и дроны поразят мишени, олицетворяющие мировое зло.
"Нельзя нам ввязываться в эту гражданскую войну — даже "ограниченные удары с воздуха" могут спровоцировать атаки на Израиль, и тогда США придется вступиться по-серьезному. "Лимитированные удары" грозят обернуться для нас еще одной большой войной", — опасается его собеседник Грег Стреуберг.
Кто именно там, в Сирии, виноват, рядовой американец толком не знает. Цели кажутся ему туманными, замыслы размытыми, последствия непредсказуемыми. По данным опроса NBC, лишь 27% респондентов верят в то, что бомбардировка улучшит положение дел в Сирии. Почти вдвое больше убеждены, что, наоборот, это только ухудшит сценарий.
"Осталось разрушить бомбами и ракетами очередную ближневосточную страну — как Ливию, Ирак и Афганистан, потрать миллиарды долларов на то, чтобы сотни тысяч людей оставить бездомными, убить еще неведомо сколько невинных, пролить еще кровь американских солдат. И потом сообщить нам по "ящику", что мы сражаемся с терроризмом", — негодует читатель газеты Los Angeles Times.
За кого воюем?
Америка устала от кровопролития — за годы "войны с терроризмом" в Ираке и Афганистане погибли и искалечены около 58 тысяч человек, больше чем во время освободительной войны за независимость Штатов от британской короны.
Двенадцати прошедших лет миллионам американцев хватило на то, чтобы разувериться в стратегии карательных войн, из которых невозможно вернуться домой победителями. Вовлеченность в события "арабской весны" также принесла разочарования — на смену автократиям пришли "демократы" совсем не западного образца.
Расклад сил в гражданской войне в Сирии выглядит здесь настораживающим для многих. Никто не выражает симпатий к Башару Асаду, но в рядах оппозиции есть силы еще более отталкивающие.
Но сегодня все в США вспоминают, что никаких "арсеналов Саддама", ставших поводом для войны, обнаружено не было.
По англоязычным соцсетям гуляет популярный коллаж — американец в военной форме говорит: "Не для того я проливал кровь в Ираке и Афганистане, чтобы союзничать с "Аль-Каидой" в Сирии".
Послушай свой народ!
"Господин президент! Послушай свой народ, не нападай на Сирию! Не надо следовать в тени бушевской эры войны!", — взывает к Обаме Эрик КС с форума телеканала ABC. Как грибы после дождя множатся антивоенные петиции, воззвания, призывы, акции. Нью-Йорк надевает на себя майки с призывами "Нет войне с Сирией!" и "Нет военной интервенции!"
"Американский народ не хочет, чтобы США отправились на войну с Сирией. Никаким американским интересам Сирия не угрожает. Сирия не нападала на нас, на американских граждан или американских военнослужащих…", — это недавно запущенная открытая петиция в Белый дом, под которой хотят собрать 100 тысяч подписей.
"Мы протестуем. Там ничто не угрожает нашим национальным интересам. Мы не мировой жандарм, не судья им и не прокурор. Надо думать о собственных проблемах", — еще одна популярная в сетях декларация.
Возникла общественная организация "Нет войне с Сирией!", которая дистанцируется от обеих противоборствующих сторон и считает, что "гуманное вмешательство" США принесет только больше смертей, бедствий и разрушений этой стране. Они созывают на субботу массовые акции протеста во всех крупных городах в надежде повлиять на решение своих избранников в Конгрессе.
Прав был Мартин Лютер Кинг — "бомбы, сбрасываемые во Вьетнаме, взрываются в Америке". В США вновь разворачивают транспаранты с этой пророческой фразой, только вместо "Вьетнам" пишут "Сирия".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции