Лишь 15% жителей края здоровы, остальные 85% требуют лечения или регулярного контроля здоровья, показала проводимая в Приморье диспансеризация населения. На этом фоне самой острой проблемой медицины в регионе остается кадровый дефицит: краю недостает почти 3 тысячи врачей и 5 тысяч медсестер. Вице-губернатор края Ирина Василькова рассказала корреспонденту РИА Новости, как при нехватке специалистов в Приморье диагнозы жителям края ставят из Москвы и почему власти готовы помогать не только государственной, но и частной медицине.
— Ирина Валентиновна, дефицит кадров – уже не первый год одна из острейших проблем приморской медицины. О нем говорят многие, кто обращается к услугам государственного здравоохранения. Как планируется решать проблему? Сколько специалистов не хватает краю?
— Если рассчитывать по штатным расписаниям учреждений, не хватает 2,7 тысячи врачей и чуть более 5 тысяч среднего медперсонала. Для того чтобы заполнить такое количество вакансий выпускниками медицинского университета, потребуется слишком много времени.
В решении кадровой проблемы мы рассчитываем и на новые медицинские технологии. Они позволяют за несколько часов сделать качественную диагностику, а также полный прогноз о рисках для здоровья в каждом возрасте для каждого пациента. То есть задача врача значительно упрощается. В Приморье к новым технологиям только подошли, но совершенно очевидно, что они изменят структуру здравоохранения, в том числе – в вопросах кадров.
— Работает ли в Приморье программа "Земский доктор", в рамках которой выпускник медицинского вуза, пожелавший трудиться в глубинке, получает миллион рублей? Много ли желающих?
— Да, эта программа действует в Приморье. На этот год ее финансирование — 100 миллионов рублей, 50% выделяет федеральный бюджет, еще 50 — региональный. На данный момент у нас 56 человек, желающих получить "подъемные" в размере миллиона рублей и взявших обязательство отработать в сельской местности. Поскольку год близится к завершению и выпускники медвузов в большинстве своем уже трудоустроились, мы чувствуем, что программа, скорее всего, не будет в этом году полностью востребована.
— А как решается вопрос с кадрами для фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), строящихся сейчас по всему краю? Не получится ли так, что новые помещения с оборудованием будут стоять без персонала?
— Мы поставили перед собой задачу: открыть 200 новых ФАПов — фельдшерско-акушерских пунктов для оказания первичной помощи населению. Из краевого бюджета на эти цели выделено 300 миллионов рублей, и мы прилагаем максимальные усилия, чтобы эту задачу выполнить. На этот год запланирован первый этап программы: строительство 130 сборных модулей с подведением электричества, водопроводом и канализацией. Пятьдесят ФАПов уже сданы под ключ, семь обслуживают пациентов.
В следующем году вместе с оснащением и подбором кадров будет продолжено и строительство ФАПов: на очереди еще 100 объектов. Кстати, для фельдшеров мы будем закупать санитарный транспорт, чтобы сделать медпомощь на селе более оперативной.
— Приморцы могут предлагать свои населенные пункты для включения в программу строительства ФАПов на следующий год?
— По нормативам в населенном пункте от 200-400 жителей в радиусе четырех километров должен находиться фельдшерско-акушерский пункт. Но у нас порой возникают сложности из-за недопонимания у руководства муниципальных районов. По закону за создание условий по обеспечению медпомощи отвечают, в том числе, власти на местах. Но иногда под размещение ФАПа муниципалы выделяют участок на отшибе, где и дорог-то нет.
Если жители хотят, чтобы им построили фельдшерско-акушерский пункт, пусть обращаются с заявлением в департамент здравоохранения или или в мой адрес.
— Жители Владивостока обсуждают работу "скорой помощи". Ходят слухи, что на закупленном новом автотранспорте некому работать, половина парка стоит на приколе. Так ли это?
— По "скорой помощи" Владивостока ситуация уже не столь напряженная, как была год назад. Я оцениваю по количеству жалоб: как только проблема возникает, их количество сразу увеличивается, для меня это как лакмусовая бумага. Так вот, в последние месяцы резко уменьшилось число жалоб на работу "скорой".
Но с врачами и фельдшерами проблему также решаем. Средства на оплату труда персонала в этом году, в отличие от прошлого, перечисляются полностью. Зарплата врачей и фельдшеров сразу стала расти, люди стали возвращаться. И второе: мы намерены привлекать специалистов возможностью получения служебного жилья. У нас есть договоренности с ректором ДВФУ: после переезда в кампус на Русский отдать под служебные квартиры работникам бюджетной сферы Владивостока часть освобождаемых студенческих общежитий.
— Перед медициной Приморья сейчас стоит задача по диспансеризации 140 тысяч человек. Считаете, возможно провести ее качественно на базе поликлиник края, которые и без того страдают от нехватки специалистов и от очередей?
— К сожалению, сейчас диспансеризация идет более низкими темпами, чем намечалось: она совпала по времени с процедурой замены некоторыми учреждениями лицензий на этот вид деятельности. Но мы намерены соблюсти контрольные цифры.
Диспансеризация — очень важная задача для здравоохранения, и я призвала бы жителей Приморья внимательнее следить за своим здоровьем. Сам процесс проводится в два этапа: на первом — анкетирование по выявлению хронических заболеваний, проводятся лабораторные исследования, включая флюорографию и УЗИ, осмотр терапевтом и неврологом. Второй этап рассчитан на пациентов из группы риска. Из прошедших в этом году диспансеризацию абсолютно здоровыми людьми оказались лишь 15,8%.
— Не так давно губернатор Приморья заявлял о переводе работы томографов на круглосуточный режим — дабы повысить доступность этого вида диагностики. Как реализуются эти планы?
— Буквально в августе мы в порядке эксперимента провели исследования пациентов четырех лечебных учреждений на томографе и передали результаты для обработки и постановки диагноза в Москву. Опыт показался нам удачным. Если томограф будет работать круглые сутки, наши специалисты физически не смогут обработать весь объем данных, зато мы сможем привлекать врачей, которые, возможно, недогружены в других регионах России.
— Получается ли у крайздрава реализовать идею записи к врачу через интернет? Сколько медучреждений в крае уже работает по этой системе?
— В этом году у нас уже более 10 тысяч таких счастливчиков, записавшихся к врачу через компьютер, терминал Госуслуг или мобильный телефон. Программа охватывает 76 поликлиник, записаться к терапевту, педиатру, врачу общей практики, стоматологу или гинекологу можно через портал Госуслуг или сайт Медицинского информационно-аналитического центра.
Задачу информатизации лечебных учреждений ставит перед нами и министерство здравоохранения. На оснащение больниц и поликлиник компьютерами выделено более 300 миллионов рублей, поступило более 7 тысяч единиц техники. На данный момент решается проблема объединения оборудования в единую сеть, установки программного обеспечения, обучения специалистов.
— На слуху сейчас инициатива общественников по организации хосписа во Владивостоке. Какую поддержку, кроме организационной, может оказать создаваемой системе паллиативной помощи администрация Приморского края?
— В сфере здравоохранения мы можем делать только то, что разрешено законодательством. Создание хосписа возможно в рамках частного учреждения или на основе частно-государственного партнерства. С другой стороны, мы говорим о создании отделения паллиативной помощи как самостоятельной части государственного медучреждения. Такое отделение будет открыто во Владивостоке на базе Владивостокской больницы №3 — после капремонта и оснащения оборудованием.
Это не означает, что в настоящее время пациенты не получают необходимую помощь. Она оказывается в амбулаторно-поликлинических условиях, на койках сестринского ухода, на дому. Это поддерживающая помощь — когда врач понимает, что вылечить невозможно, но нужно снимать болевые симптомы, дать человеку уйти из жизни достойно.
Здравоохранение — сложная и высокозатратная сфера, поэтому для достижения нового уровня развития этой отрасли необходимо взаимодействие и слаженная работа медицинских организаций всех форм собственности — и государственных, и частных, объединение усилий общественных организаций, фондов, научного сообщества и, конечно, самих граждан, принимающих на себя ответственность за свое здоровье.