Историк Николай Михайлович Карамзин сказал о деятельности Петра I, на мой взгляд, исчерпывающе: "Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр".
При этом Карамзин не отрицает того факта, что Петр сделал для страны многое – умножил войско, создал флот, основал гавани, "одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным", завоевал Ливонию и так далее. И этот царь был бы гораздо более велик, если бы "нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей". Однако, подчеркивает историк, Петр был плохо воспитан, его окружение составляли такие же молодые люди, как и он сам. Кроме того, когда он встретил женевца Лефорта, "от бедности заехавшего в Москву" полюбил его и стал слушаться во всем. Лефорт, как говорит Карамзин, "находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию — Голландиею…"
Карамзин также пишет о том, что наши предки, жившие в допетровскую эпоху, были уверены в том, что правоверный россиянин «есть совершеннейший гражданин в мире, а СВЯТАЯ РУСЬ — первое государство». И даже если это и было заблуждением – оно порождало только любовь к родине и нравственную силу. «Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалиться своим гражданским достоинством?», – спрашивает историк.
Думаю, что современники могут задать себе тот же вопрос.
Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.
Орфография и пунктуация автора сохранены