Всероссийский центр изучения общественного мнения с 2011 по 2013 год проводил регулярные социологические исследования об отношении жителей России к проблеме обеспечения транспортной безопасности. О результатах опросов в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:
— Изменилось ли отношение россиян к мерам обеспечения безопасности на транспорте в последние годы?
Что же касается динамики по видам транспорта, то растет доля тех, кто безопасным видом транспорта считает поезд или электричку. За последние три года здесь отмечена очень хорошая динамика: показатель вырос почти на 20% и сейчас составляет 70%. Неплохая динамика по воздушному транспорту, а вот метрополитен демонстрирует обратную тенденцию: число тех, кто считает его безопасным видом транспорта, сокращается. По маршрутным такси динамики нет, показатели остаются на низком уровне.
— Почему в тех регионах, где были реализованы пилотные проекты в рамках Комплексной программы, оценка населением мер безопасности на транспорте иногда оказывается ниже, чем там, где пилотных проектов не было?
— Действительно, в тех регионах, где осуществлялись пилотные мероприятия Комплексной программы, уровень удовлетворенности составляет 54%, то есть несколько ниже, чем в тех регионах, где их не было. Результат отчасти парадоксальный: сделано много нужного, нового и важного, а показатели отстают. Причина, как мы полагаем, в том, что в регионах реализации программы тема безопасности на транспорте существенно актуализирована в массовом сознании.
Соответственно, она и воспринимается более остро. Не случайно же для пилотных мероприятий были выбраны наиболее, так сказать, угрожаемые регионы. В то же время в ряде регионов, не вошедших в список реализации пилотных проектов, ситуация с транспортной безопасностью объективно лучше и проблематика такого рода не актуализирована. Там людей волнуют в первую очередь другие вопросы, а с безопасностью на транспорте вроде все нормально, отсюда и менее критическое восприятие.
— Каковы наиболее распространенные страхи и опасения при пользовании тем или иным видом транспорта?
Но при этом совершенно очевидно, что россияне стали меньше бояться терактов. Применительно к метрополитену количество опасающихся террористической угрозы снизилось с 47% в 2011 году до 25% сейчас. По авиации этот показатель упал с 20% до 12%. По поездам – с 21% до 13%. С одной стороны, снижение уровня страхов – это, безусловно, плюс. С другой стороны, до полного самоуспокоения доходить все же не стоит.
— Большинство россиян, как следовало из предыдущих соцопросов, не считало нужным сообщать кому-либо об увиденном подозрительном предмете. Изменилось ли что-то сейчас?
— Исследование, посвященное включенности граждан в решение задач обеспечения безопасности, мы проводили дважды, в 2012 и в 2013 году. Главный вопрос был: что делают люди, когда видят в транспорте подозрительный предмет или человека? И в прошлом, и в нынешнем году 38% тех, кто сталкивался с подобной ситуацией, немедленно сообщали об этом водителю или машинисту. Однако, около 12% респондентов просто вышли на следующей остановке (в прошлом году таких было чуть меньше — около 11%). Примерно столько же перешли в другой конец вагона. Вопреки всем рекомендациям, 2% опрошенных отнесли подозрительный предмет сотруднику полиции. Еще 1% поступил очень оригинально – просто забрали этот предмет себе. Еще 19% вообще никаких действий предпринимать не стали, и, положившись на авось, продолжили поездку.
Почему же люди в ситуации, которая очевидно является опасной, ведут себя не так, как их учили и как по логике по здравому смыслу стоит себя вести? Вот это ключевой вопрос. Мы поинтересовались у людей, кто решил ничего не сообщать о подозрительных гражданах или предметах, почему они так поступили. Лидирующие ответы (18%): "я решил, что хозяин предмета отошел" либо "я не хотел выглядеть глупо, выглядеть паникером". Вот человек не хочет выглядеть глупо и идет на риск того, что произойдет теракт и выглядеть глупо будет уже просто некому. На втором месте (13%) следующий ответ: "вокруг всегда есть бдительные пассажиры". То есть "они", а не "я". Это делегирование ответственности за собственную безопасность другим "добрым людям".
Третий по частоте упоминания мотив по-человечески понятен, но тут вопрос уже ментальных приоритетов: "спешил, а разбирательство могло затянуть поездку". То есть человек допускает для себя риск, что он погибнет, но риск куда-то не успеть и сорвать какое-то очередное дело из круга повседневных обязанностей кажется ему выше. Это говорит о неправильно выстроенной иерархии приоритетов, с этим надо серьезно работать. И четвертый по популярности ответ (10%): "мне не хочется контактировать с сотрудником правоохранительных органов". Это, конечно, тоже знак опасности – имидж полиции до сих пор остается проблематичным.