Мария Токмашева
В Венеции прошла одна из самых ожидаемых премьер фестиваля: в понедельник зрителям показали "Теорему Зеро" Терри Гиллиама, который сохранил приверженность своему режиссерскому стилю и заставил задуматься некоторых зрителей о смысле жизни.
Работа Гиллиама – антиутопия. Люди недалекого будущего живут в хаотичном государстве, зарабатывают на жизнь игрой в автоматы, общаются исключительно в виртуальном пространстве, верят в Бэтмена-искупителя и управляются IT-корпорацией, возглавляемой загадочным Менеджментом (строгий блондин Мэтт Дэймон). Единственный "остаток" предыдущей цивилизации – затворник и компьютерный гений Коэн Лет (Кристоф Вальц), живущий в полуразрушенной церкви, которая находится по соседству с секс-шопом. Лет постоянно ждет важного звонка и уверен, что скоро умрет. В этот кризисный период Менджмент решает как-то занять неспокойный ум Лета (мало ли, что натворит) и дает ему поручение найти доказательство теоремы Зеро, которая откроет смысл жизни. Коэн с энтузиазмом берется за это дело, но формула не складывается.
Главное удовольствие - наблюдать просто за игрой актеров, по которым видно, насколько свободно они чувствовали себя на съемочной площадке. Кристоф Вальц, здесь совершенно лысый и временами еще и голый, с энтузиазмом использует свой комический дар. Так же, как и Тильда Суинтон, появляющаяся в небольшом эпизоде в черном парике и со вставной челюстью. Есть в картине и много запоминающихся изобразительных деталей. Чего стоит жилище главного героя – ортодоксальная церковь, в которой есть и католические и православные символы, и где распятие "украшает" камера, следящая за течением жизни Лета.
Но Гиллиам, отдавая дань своим любимым замысловатым формам изображения, снял фильм удивительно простой, даже наивный по содержанию. Открытий какого-то мифического смысла бытия из него не последует. Счастье, по Гиллиаму, как бы это банально ни звучало, в любви, а рай – на берегу океана под ярким солнцем. И для того, чтобы понять это, не нужно целыми днями в одиночестве разгадывать какие-то математические формулы – "Теорема Зеро", как бы это не было печально, доказательств не имеет.
Другой показанный в конкурсной программе фильм – "Том на ферме" молодого канадца Ксавье Долана – тоже отчасти о любви. Но трагической и земной. Главный герой – гей Том (его роль исполнил сам Ксавье Долан), работающий редактором в Квебеке. Он потерял своего партнера и едет на его похороны в маленькую деревеньку. Удивление у Тома вызывает тот факт, что мать покойного абсолютно ничего не знала об ориентации своего сына и уж тем более об их отношениях с Томом, а ее старший сын – латентный гомосексуалист – старается всеми силами отогнать свои желания от себя и скрыть правду от матери. Мало того, что Тому приходится в одиночку переживать свою трагическую потерю, так еще и брат делает пребывание Тома на ферме совершенно невозможным.
Долан здесь показывает не столько переживаемую Томом любовную трагедию, сколько стереотипы, существующие относительно гомосексуальных отношений. В фильме показано просто дремучее непонимание природы такой любви, нежелание принять ее и сделать все, чтобы Том почувствовал себя изгоем в этом "нормальном" обществе.