МОСКВА, 2 сен — РИА Новости. Современная церковная жизнь очень незначительно представлена в медийном и информационном пространстве в России, при этом реакция Церкви на те или иные "инфоповоды" и запросы общества и СМИ зачастую преподносится в искаженном виде, заявил в понедельник глава синодального информационного отдела Московской патриархии Владимир Легойда в ходе открытого лектория в Российском православном университете (РПУ).
"Церковной тематики в современном информационном пространстве нет вообще — не то что ее много или мало, ее вообще нет…. Все то, что составляет содержание религиозной жизни, что для любой религии, включая христианство, является самым важным и главным, как правило, в информационное поле не попадает, как правило, не интересует тех, кто его создает", — сказал Легойда, обращаясь к студентам РПУ.
По его словам, 90% тех инфоповодов, по которым религиозная тематика попадает в СМИ, как правило, не связаны с внутренней жизнью Церкви и являются "внешними" по отношению к ней, то есть "они продиктованы… извне — это реакция Церкви на что-то и потом реакция на то, как Церковь отреагировала".
"То, что становится информационным поводом для журналистов, когда речь идет о Церкви, как правило, имеет минимальное, очень косвенное отношение к тому, что важно для людей, которые живут религиозной жизнью или пытаются ей жить", — заявил Легойда.
Кроме того, продолжил глава синодального отдела, зачастую даже то, что появляется в информационном пространстве связанное с церковной тематикой, не отражает реального положения дел и позиция Церкви преподносится в некоем искаженном виде. "Это малая адекватность отражения того религиозного, как сейчас принято говорить, "месседжа", который исходит от какого-то религиозного деятеля или от Церкви в целом в качестве официальной позиции", — отметил представитель РПЦ.
Церковная позиция и "красное словцо"
Легойда также признал, что люди, которых зачастую представляют как тех, кто выражает мнение Церкви, в действительности ни только его не выражают, но "они часто к ней (Церкви) вообще никакого отношения не имеют".
Как напомнил представитель РПЦ, официальная позиция Церкви выражается на Поместных и Архиерейских соборах, в документах Священного синода, выступлениях святейшего патриарха, "если они не оспорены Собором", а также в решениях Высшего церковного совета (ВЦС) по вопросам церковной жизни и заявлениях синодальных отделов и их руководителей.
В то же время, по словам Легойды, каждый церковный чиновник или церковнослужитель, публично выражающий какую-то свою личную позицию по отношению к тем или иным происходящим явлениям, должен обязательно иметь в виду то, что его заявления могут быть истолкованы как позиция Церкви, и поэтому должен подходить с особым вниманием и ответственностью к своим словам и оценкам.
"Мне кажется, очень часто, к великому сожалению, некоторые люди, мнение которых потом представляется мнением Церкви… они никакой ответственности не чувствуют и живут по принципу: ради красного словца не пожалеет и отца", — добавил Легойда.
О стереотипах, прошлом и будущем
В ходе общения со студентами Легойда также обратил внимание на то, что сегодня, по его мнению, "в общественном и медийном пространстве очень живучими являются стереотипы о религиозной жизни вообще и церковной жизни в частности, в большинстве своем ложные стереотипы".
По его словам, один из главных таких стереотипов заключается в том, что "Церковь — из прошлого и она в прошлом, и вообще религия — это все давно возникло и это про прошлое".
"И святейший патриарх всегда говорит, что многие вещи, в том числе и в Церкви, вышли из прошлого. Но в прошлом есть все: мусор — это тоже прошлое; мы же не забираем с собой мусор? Мы забираем ценности, то есть то, что дорого. А что такое ценности? Это то, что приходит не из времени — то, что вне времени… Церковь не из прошлого, она — из вечности", — сказал Легойда.
По его словам, основополагающая книга христианской религии — Евангелие — "написано не о том, каким человек был и даже не о том, какой он есть, — все Евангелие о том, каким человек может стать".
"Поэтому христианство исключительно ультимативно: про будущее и только про будущее. Это про то, какими мы с вами можем стать во Христе, и это самое главное, что принесло христианство в мир, все остальное действительно вторично. Поэтому ничего более устремленного в будущее я себе представить не могу", — заключил глава информационного отдела РПЦ.