Владислав Бирюков, для РИА Новости.
На этой неделе стало известно, что более половины российских пользователей мобильной связи не прочь воспользоваться законом о переносимости мобильного номера (МТP), вступающим в силу с 1 декабря, а 7% твердо намерены сменить своего основного оператора. Отчего так? Что им не нравится? И что ищут они у другого оператора?
Из потраченных мной в этом году на сотовую связь денег примерно половина была выброшена на ветер из-за неотключенных вовремя роуминговых функций.
В длительных поездках нередко покупаю местную симку, а в коротких обычно подключаю одну-две опции "домашнего" московского оператора, которые сводят цену роуминговых услуг с грабительского до терпимого уровня.
Но вот проблема: по возвращении из поездки домой эти опции нужно отключить. Несколько раз я забывал это сделать и месяц-другой платил по 750 рублей в месяц.
Кто в этом виноват? Разумеется, я сам. Мог ли оператор обратить внимание на неразумность моих действий? Разумеется, мог. Но не захотел. По вполне понятным причинам. Эти деньги ведь пошли в его карман, зачем беспокоиться?
Не странновато ли выглядит постоянно работающая платная опция для роуминга, когда абонент находится в домашней сети? Зачем она ему дома? Оператор исправно фиксирует изменение вашего местоположения, иногда присылает заботливые смс типа "ахтунг, вы за границей!" или "добро пожаловать в родные пенаты, можете отключить роуминг", но сам в процессе почему-то не участвует.
Хотя, казалось бы, нет ничего проще автоматической функции, включающей и выключающей опцию при пересечении границы.
Но — смотреть выше. Свой карман ближе к телу.
Едем дальше. Скажем, безлимит на один день по России — вроде бы полезная штука для коротких командировок в другой город. Сто рублей — и можно не беспокоиться о том, сколько там трафика телефон накачает за день.
Из описания на сайте оператора складывается впечатление, что это разовый платеж. Подключил на день, попользовался — и все хорошо, можно не беспокоиться. На самом деле это не так — деньги списываются за каждый день пользования интернетом. И списываются те самые сто рублей, независимо от того, в чужом ты регионе или в своей родной Москве, где стоимость нормального "нероумингового" интернет-дня — уже 5 рублей.
В списке подключенных услуг в интернет-помощнике этот самый "безлимит" маскируется в одной куче со множеством бесплатных услуг, вроде "Определитель номера", и в глаза не бросается. В графе "Стоимость в месяц" у него значится "0", хотя реально должно быть 3000. Почему?
Формально оператор не врет. Если вы не будете подключаться к интернету, то услуга действительно окажется бесплатной. Только у 99% пользователей мобильного интернета смартфон каждый час что-нибудь качает, если не выставлен прямой запрет, разумеется.
Лукавство? Да. Прямой обман? Вроде бы нет.
Почему-то отношение операторов к абонентам напоминает отношение среднего базарного торговца к клиенту. Он улыбается, говорит хорошие слова "слюшай, самый хороший мандарын тебе положу, спасибо скажешь, еще придешь", но при этом хороший мандарин будет стабильно разбавлен нехорошим.
Конечно, если ты вовремя заметишь и возмутишься, то нет проблем. Ну а не заметишь — сам виноват. Это рынок. Так было во времена Ходжи Насреддина. Так будет и в светлом мобильном будущем, если оно вообще наступит.
Но базар — это проходное место. Сегодня один клиент пришел, завтра другой, почему бы и не обмануть немножко. А постоянному покупателю можно и хороший товар положить, зачем выгодного клиента терять.
Я постоянный покупатель. Я пользуюсь одним и тем же номером одного и того же оператора больше десяти лет. И за все это время я не чувствую заметного изменения отношения к себе.
Теперь вот неплохо работает роуминг и дата-трафик. Люди стали много ездить и пользоваться интернетом. Завтра будет что-то еще.
Я пишу здесь только об одном из операторов "большой тройки", которым сам пользуюсь. И, конечно, он ничуть не хуже всех остальных. И я не думаю, что обещанная нам переносимость номеров что-то коренным образом изменит. Это рынок. Или все-таки базар?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции