Горячая линия Вашингтон — Москва, предназначенная для связи руководителей СССР и США, начала свою работу 30 августа 1963 года, вскоре после завершения Карибского кризиса.
Хотя эту линию связи между Москвой и Вашингтоном символизирует красный телефон, на самом деле изначально это был телеграф.
С инициативой установить непосредственную оперативную связь между лидерами двух держав выступили американцы, когда в разгар кризиса, спецслужбам понадобилось 12 часов на дешифровку сообщения Никиты Хрущева из 3000 слов. Советский Союз предложение принял.
20 июня 1963 года стороны заключили Меморандум о взаимопонимании, который предусматривал организацию связи по маршруту Вашингтон — Лондон — Копенгаген — Стокгольм — Хельсинки — Москва. Для реализации пунктов, установленных в соглашении, в рекордно сжатые сроки через Атлантику был протянут специальный кабель с использованием самых совершенных изолирующих материалов.
В соответствии с соглашением об улучшении связи, названным "Hot Line" ("Горячая линия"), телеграфная сеть должна была финансироваться в равных долях двумя державами, и, соответственно, делились поровну и эксплуатационные расходы. Кроме того, в соглашении подчеркивалось, что линия должна использоваться только в случае чрезвычайной ситуации.
В качестве резервного канала "Горячей линии" был предусмотрен двухсторонний радиообмен Вашингтон — Москва с ретранслятором в Марокко. СССР и США обменялись оборудованием: телетайпы американского производства были установлены в Кремле, аппараты восточногерманской сборки — в Вашингтоне. Советская сторона принимала сообщения непосредственно в Кремле, а вот американцы уставили аппараты в Пентагоне.
Первое пробное письмо было отправлено 30 августа 1963 года. Американцы передали в Москву фразу "Быстрая бурая лиса перепрыгнула через спину ленивой собаки" (The quick brown fox jumped over the lazy dog’s back) — она содержала все буквы английского алфавита.
Первый раз этот правительственный канал связи был задействован во время Шестидневной войны в 1967 году. Тогда корабли ВМС США находились в Средиземном море, советские — в Черном, и президент США Линдон Джонсон для прояснения намерений передвижений флота связался с главой Совмина Алексеем Косыгиным.
В 1973 году в дни четвертой арабо-израильской войны в тех же целях воспользовался установленным межправительственным соединением уже Ричард Никсон.
"Горячая линия" использовалась и в мирной обстановке. Так, Линдон Джонсон распорядился передавать по ней Советскому Союзу информацию о полетах американских космических кораблей "Аполлон".
В 1985 году к "горячей линии" добавился канал факсимильной связи. Именно по нему в 1985 году Рональд Рейган и получил рукописное послание от Михаила Горбачева. Горбачев и Рейган были последними руководителями, которые использовали эту линию. В 1991 году была установлена прямая телефонная связь, по которой общались Борис Ельцин и Джордж Буш-старший.
"Красный телефон" стал одним из символов Холодной войны и итогом первого двустороннего соглашения между двумя державами по предотвращению ядерной войны.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников