НОВОСИБИРСК, 27 авг — РИА Новости, Ирина Ткач. Новосибирские режиссеры и киноведы в преддверии Дня российского кино рассказали, какие фильмы и сцены известных кинолент были сняты в Новосибирске, когда в городе открылся первый кинозал, а также поделились своим мнением о том, почему миллионный Новосибирск не стал сибирским Голливудом.
Обошлись без кино
И это несмотря на то, что первый кинотеатр заработал в городе в 1896 году, через год после того, как в Париже был запатентован кинематограф (аппарат для съемки и проекции "движущихся фотографий" для коммерческого использования), а первый фильм сняли в 1924 году.
Причина, по которой в Новосибирске кино не снимают, проста — слишком далеко до Москвы. "В 1930-х годах XX века в Москве решили, что снимать художественные игровые фильмы в Новосибирске нерентабельно: слишком большие расстояния. Поэтому здесь начали работать над документальным кино. И всех новосибирцев, кто занимался игровыми фильмами, пинком из большого кино выкинули", — говорит Ватолин.
По подсчетам Ватолина, в общей сложности в Новосибирске до 1990-х годов сняли около 20 фильмов. "Можно сказать, что с кино Новосибирску не повезло, но и российское художественное кино многое потеряло без Новосибирска, в частности, снимая Сибирь в Подмосковье и Ленинграде", — уверен Ватолин.
Заезжие звезды
Однако, как вспоминает, киновед, изредка в Новосибирск все-таки заезжали столичные режиссеры. По его словам, много эпизодов снято в Заельцовском парке для фильма "Александр Пархоменко" режиссера Леонида Лукова (1942 год) — на Украине не успели снять зимние сцены, поэтому приехали заканчивать фильм про жизнь полководца времен гражданской войны в Новосибирск.
Во время съемок фильма "Елки-3", всероссийская премьера которого запланирована на 26 декабря 2013 года, съемочная группа во главе с режиссером новосибирской новеллы Александром Коттом в феврале этого года работала в одном из автосалонов Новосибирска, травмпункте. А также в Центральном парке, на набережной Оби возле памятника первому железнодорожному мосту через реку и в одной из квартир в Железнодорожном районе города.
Режиссер говорил, что съемки решили провести именно в Новосибирске, так как команде "понравились здешние места и люди".
Энтузиасты и бабушки
О том, что происходит с художественным кино в Новосибирске в настоящее время, РИА Новости рассказали режиссеры Петр Дикарев и Олег Захаров. Дикарев снял в городе два полных "метра": "Двойная сплошная. Любовь" с Алексеем Чадовым (2011 год) и "Неустранимые противоречия" с Сергеем Шнуровым, а также новогодний фильм-концерт "Алле, Новый год" для одного из телеканалов.
По его словам, горожане также охотно предоставляют транспорт, в том числе и необычный. "Бронетранспортер и в придачу спецотряд быстрого реагирования центра спецназа МВД (предоставили) для съемок "Неустранимых противоречий". Для съемок "Двойной сплошной" два дня катались в полном составе на ордынском пароме", — рассказывает режиссер.
Отзывчивость и людскую неизбалованность кино отмечает создатель "Успей сказать" и "Шагая по канату" Олег Захаров. "В Новосибирске много энтузиастов. Здесь проще найти общий язык с организациями, которые готовы бесплатно предоставить вещи и места для работы. В Москве, к примеру, как только развернул съемки, тут же появляются недовольные, которым ты обязательно мешаешь", — говорит режиссер.
"Мы приехали на съемку возле цирка. Там рядом шел корпоратив и началась массовая драка. Человек 15 месились в кровь. Пришлось снимать так, чтобы весь этот мордобой не попал в кадр. Правда одну лампу нам все-таки разбили", — вспоминает Дикарев.
У Захарова все сложности из-за бабушек, которые, увидев камеру, тут же стремятся дать интервью и рассказать о своих проблемах в сфере ЖКХ. "Приходится им объяснять, что мы не телевидение, а снимаем фильм. Но больше забот доставляют пьяные горожане. Они липнут, предлагают себя в качестве актеров. Хотят тут же пройти кастинг на месте", — смеется режиссер.
Площадь Ленина в кадре
Впрочем, они оба уже приспособились к обстоятельствам и нашли самые удобные места для съемок. Для Дикарева это подъем на пешеходный мост над Каменской магистралью возле улицы Сибревкома, где достаточно просто чуть сменить ракурс и перед глазами, и камерой — совсем другая панорама.
Захаров, как житель левобережья, очень любит снимать эту часть Новосибирска в своих фильмах. Сейчас он заканчивает работу над своей шестой картиной. И за это время успел "засветить" в своих фильмах строящийся ТЦ "Мега", метро, цирк, площадь Ленина и множество новосибирских улиц и дворов, кафе и ресторанов.
Именно это, по его словам, помогает новосибирским фильмам в местном прокате. "В прокате наши фильмы идут на тех же самых условиях. Так что виды города, люди — плюс для новосибирцев, которые любят узнавать себя, своих знакомых, свои дома и городские достопримечательности на больших экранах", — говорит он.
Замерзают камеры
Из самых больших минусов киносъемок в Новосибирске режиссеры и актеры отмечают зимние морозы.
При этом он отмечает, что "натура здесь очень красивая" и Новосибирск хорош для съемок своим многообразием: можно снять и мегаполис, и купеческую старину, и тайгу.
Актеры "Елок-3" Антон Богданов и Мария Луговая также признавались, что Новосибирск им запомнился, прежде всего, холодом. "Понятно, что искусство требует жертв, но нельзя же сниматься в валенках… Съемочная группа мерзнет даже тогда, когда она одета в арктические куртки, а мы вот так вот. Машенька в сапожках и без шапки", — рассказывал Антон.
В свою очередь Луговая подтвердила, что еще "никогда в жизни (ей) не было так холодно". "Конец света. Мы, конечно, были наслышаны, но теперь сами знаем, что такое Сибирь", — добавила она.