Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Более всего из проблем столичного мегаполиса москвичей тревожит нелегальная миграция (34,6%), на втором месте – коррупция и взятки (29,4%), на третьем – дорожно-транспортные проблемы (15,3%). Таковы результаты голосования на сайте РИА "Новости".
Накануне выборов мэра Москвы социологи традиционно снимают картинку повестки дня – список тем, остро волнующих избирателя. То, что мнение читателей сайта ria.ru совпадает с данными социологов, — весьма показательно. Это говорит о том, что видение проблем у интернет-аудитории (которую принято считать более политически активной, "продвинутой") и у среднестатистического избирателя (который становится объектом исследования социологов) практически одинаково.
Правда, это не отменяет серьезного вопроса: если проблема нелегальных гастарбайтеров — главная в глазах москвичей, то каким образом ее предположительное решение поможет населению огромного города, задыхающемуся от загазованности, проводящему полжизни в пробках и недовольному слишком многими вещами, чтобы назвать свою столицу лучшим городом Земли…
Когда произошло смещение акцентов
На первый взгляд может показаться, что такая тройка главных проблем, точнее — такое видение главной проблемы, – закономерный результат воздействия на умы искусственно взвинченной предвыборной повестки. Та же коррупция ведь уже два года не слезает с первых полос газет и главных страниц сайтов, но предвыборная кампания вряд ли рассказала о ней что-то новое.
А вот проверки на московских рынках с привлечением ОМОНа, лагерь в Гольяново для задержанных нелегальных мигрантов и тому подобные вещи должны были разогреть регулярных потребителей новостей, создав у них впечатление особой для российской столицы важности темы нелегальной миграции.
Однако есть одна особенность. Если это в какой-то степени и предвыборный разогрев, то воздействовал он куда как сильнее и глубже, чем можно было ожидать. Почему?
Соцопросы москвичей, проводившиеся осенью 2012 – зимой 2013 гг., устойчиво давали теме нелегальной миграции второе место, столь же устойчиво и с огромным отрывом выставляя на первое место группу дорожно-транспортных проблем.
Так, в октябре 2012 года, согласно опросу ВЦИОМ, транспортные затруднения как проблему отметили 65% опрошенных, а мигрантов – только 22%. Опрос ФОМ от февраля 2013 года дал транспортным неурядицам 55% (совокупно с вопросами общественного транспорта), а миграционным – 32%.
Можно, конечно, принять во внимание разницу методологии: сайт РИА давал выбирать один из вариантов (что требует от человека определить для себя по-настоящему главную проблему), а социологи позволяют делать множественный выбор.
Однако уже в июле 2013 года ситуация развернулась и у социологов: теперь тема нелегальной миграции и прочих "понаехавших" (в том числе и граждан России, немосквичей, чаще всего с Кавказа) звучит куда громче, чем традиционные для Москвы дорожные страдания.
Опрос Левада-центра в первых числах июля 2013 года ставил мигрантов на первое место в списке проблем города (55%), а дорожно-транспортную ситуацию – только на второе (38%). Опрос ФОМ, проведенный в то же самое время, также давал мигрантам первое место с 44%. И это уже не варящиеся в новостном потоке читатели портала РИА "Новости", это репрезентативные выборки жителей столицы.
То есть приезжие в умах москвичей действительно взяли верх над, казалось бы, непобедимым стоглавым чудищем дорог Первопрестольной.
Рефлекторный перенос на иностранцев
Однако неистовая борьба за обнаружение и выдворение нелегалов имеет под собой двойное дно. Население столицы вынуждено разделять для себя отношение к внутренней миграции и к внешней. То есть к своим согражданам северокавказского происхождения и к иностранным мигрантам (преимущественно из бывших советских республик Средней Азии).
Тема отношений коренного населения средней полосы к выходцам с российского Кавказа чрезвычайно сложна и конфликтогенна, но при этом нежелательна и чуть ли не табуирована в официальной политической повестке. Кавказ был и остается болевой точкой для российской власти, во многом сформировавшей свою идеологию как раз в момент так называемого восстановления конституционного порядка на Северном Кавказе.
Поэтому любые межнациональные конфликты внутри России тщательно гасятся как источник первостепенной опасности и заметаются под ковер. "Кавказский" дискурс остается уделом политических маргиналов из правонационалистических кругов, все остальные недовольные демонстративно держатся от него подальше – во избежание обвинений в разжигании межнациональной розни и перехода в нерукопожатный статус "нациста".
Однако проблема никуда не девается. В итоге подспудно накапливающееся раздражение обывателя в отношении своих же сограждан с Северного Кавказа (неважно, насколько оно обосновано, важно, что оно есть) приходится как-то компенсировать.
Борьба с гастарбайтерами из Средней Азии с психологической точки зрения как нельзя лучше подходит для сброса такой агрессии. Ведь свои кавказцы независимы, вспыльчивы и самолюбивы, держатся вместе, лишний раз задирать их опасно. А среднеазиатские нелегалы бесправны, в глазах обывателей кругом виноваты и стараниями своих работодателей порой низводятся до положения бессловесного скота.
Кроме того, население отчасти зажато писаными и неписаными нормами поведения, не поощряющими публичную критику сограждан иной национальности. А в случае с азиатскими гастарбайтерами речь идет об иностранцах – кого стесняться? Поэтому вопрос о жестких мерах в отношении нелегалов становится точкой, в которой интересы властей и рядовых российских граждан смыкаются.
Вот отсюда и резонанс, который получила эта тема. Дело не в том, что за последние полгода мигранты-азиаты вдруг стали вести себя как-то особо вызывающе и этим внезапно достали всех москвичей. Просто именно эта тема отражает целый ряд подспудных колебаний в психике населения, что и дало взрывной рост внимания к проблеме.
Когда уйдут мигранты
Остается только понять, что будет, когда предвыборная кампания закончится.
Нелегальных мигрантов можно попробовать победить (во всяком случае, торжественно отчитаться об этом, как делают уже сейчас полицейские чины разного ранга после очередной проверки того или иного рынка). Но это пойдет поперек прямых денежных интересов строительного, торгового и сервисного бизнеса, а также — городских коммунальных служб, официально и неофициально пользующихся услугами выходцев из Средней Азии.
И главное — от этого не улучшится дорожная сеть, не заработает как надо общественный транспорт, не появятся новые парковки, не рассосутся пробки, не уйдет проблема дикой загазованности мегаполиса. Словом, на свои законные верхние места в столичной проблематике вернутся те вопросы, которые, напомним, еще в конце прошлого года доминировали в умах столичных жителей.
А ведь есть еще растущее недовольство качеством услуг ЖКХ, медицины, образования, работой правоохранительных органов. Отвечать озабоченным и разгневанным людям в стиле "да, но зато мы решили проблему гастарбайтеров" будет крайне неловко.