ТОМСК, 26 авг — РИА Новости, Ольга Трепова. Мэрия начала очищать исторический центр Томска от рекламы, поскольку конструкции не отвечают требованиям ГОСТа. Рядовые томичи считают, что в результате город станет похожим на "конфетку", а в некоторых рекламных компаниях называют этот процесс "вредительством": новые договоры на установку рекламных конструкций в горадминистрации не подписывают уже два месяца.
Бизнес под ударом
"У 90% рекламщиков разрешения на установку рекламных конструкций закончились в конце июня. Еще в апреле я подал заявки на новые места, которые соответствуют ГОСТу, сделал паспорта, подал документы в администрацию, но из мэрии прислали письмо, что конкурсы приостанавливаются. И до сих пор все это находится в подвешенном состоянии", — рассказал глава одной из крупных рекламных фирм Владимир Быков.
ГОСТ против рекламы
Как сообщает служба судебных приставов, всего в этом году по решениям судов будет демонтировано более 140 рекламных конструкций — это около трети всей наружной рекламы в городе. Все иски в суд были поданы администрацией города Томска. Исполнительные листы продолжают поступать судебным приставам и сейчас.
"ГОСТ действует с 2003 года, но до 2012 года на него никто особо внимания не обращал. По закону ГОСТ не является нормативно-правовым документом, однако некоторые российские суды руководствуются им, так как нет других бумаг, регламентирующих деятельность рекламщиков. Складывается такая правовая коллизия", — пояснил исполнительный директор НП "Ассоциация рекламистов Томска" Андрей Остров.
Параллельно с этим процессом, по данным ассоциации, в которую входят семь крупных операторов рекламного рынка города, в Томске готовится новый регламентирующий документ — схема размещения рекламных конструкций. Ее разрабатывают на основании поправок к федеральному закону о рекламе, согласно которым до 1 января 2014 года каждый муниципалитет должен разработать свою схему.
Пресс-служба мэрии Томска распространила пресс-релиз, в котором говорится, что новая схема предполагает уменьшение числа рекламных носителей в центре города на 30%. Кроме того, в городе появятся площади, "свободные от рекламы".
"При этом количество конструкций и их распределение по городу, согласно схеме, должны позволить сохранить доходы муниципального бюджета от размещения рекламы", — говорится в сообщении.
Длинные договоры
Рекламщики отмечают, что новые правила должны увеличить и срок аренды рекламных мест. Ранее, по их информации, это был год-два, максимум — пять лет.
"Раньше люди чувствовали себя временщиками. А сейчас договора будут заключаться на 10 лет. Человек будет понимать, что он должен поставить стойку, чтобы она была чистенькая, красивая, она все равно себя отработает. Это нормальная ситуация, рынок идет к цивилизованному состоянию. Привозить новые форматы, конструкции, новое содержание можно только когда ты имеешь четкие правила игры", — сказал Остров.
Город-конфетка
Рядовые томичи начали обсуждать эту тему в интернете, и большинство из них склоняются к тому, что Томск без рекламы станет только краше.
"Рекламщики превращают город в доску объявлений. Со всех сторон баннеры, стойки, растяжки, штендеры, плакаты. Очистив город от рекламы, можно сделать город-конфетку, настоящие Сибирские Афины, туристический центр, на чем заработать в разы больше", — написал пользователь под ником LR-70.
"Пусть рекламу клеят на круглые стойки, и не рядом с дорогой. На углу Лазо-Беринга вмонтировали рекламный щит прямо посередине пешеходной дорожки. Это сколько надо ума, чтобы до такого додуматься. Надо вокруг обходить, да еще боишься, чтобы не рухнул на голову", — считает Patrisiya.
"Основная функция рекламы — донесение до потребителя информации о товарах, услугах и местах, где их можно приобрести. Попробовали бы пожить в городе без вывесок и указателей, может, меньше всякой ерунды писали бы", — написал Badevlad.
Того, что реклама не красит исторический центр города, не отрицают и сами бизнесмены.
"Благо, что растут новые микрорайоны. Будем там ставить, как-то выживать надо", — поделился планами Владимир Быков.
Пока на цене на наружную рекламу затянувшаяся "рекламная пауза" никак не отразилась. В компаниях отмечают сезонный спад клиентской активности, и часть билбордов сейчас пустует. Однако, говорят специалисты, если сносить рекламные конструкции будут массово, то роста цен на рекламу в дальнейшем не избежать. Ведь по закону экономики, когда предложение падает, а спрос растет, товар дорожает.