БЕРЛИН, 22 авг — РИА Новости, Семен Нехорошкин. Разоблачения экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который рассказал о тотальной слежке со стороны американских и британских спецслужб, в том числе за гражданами ФРГ, серьезно оживили предвыборную кампанию в Германии и стали одной из главных ее тем, особенно в условиях летнего затишья. Однако на мнении избирателей шпионский скандал фактически не сказался: социальные проблемы и экономика волнуют немцев гораздо больше, отмечают опрошенные РИА Новости эксперты.
"Большой брат" читает вместе с тобой
Первые разоблачения Сноудена появились в мировых СМИ в начале июня. Сначала они касались Германии весьма опосредованно: немцы с увлечением читали новости о масштабах слежки и отпускали шутки на тему, что американская и британская разведки, оказывается, действительно шпионят. Впрочем, через несколько недель пресса поведала, что "большой брат", который читает чужие электронные сообщения и незримо присутствует при телефонных разговорах, не делает исключения и для своих основных европейских партнеров.
Так совпало, что эти разоблачения появились аккурат в конце "политического сезона", когда депутаты бундестага утверждали последние законы и уходили на летние каникулы. В информационном поле Германии наступало затишье. Естественно, что за эту тему схватились как СМИ, так и немецкие политики. Последним — особенно оппозиционным партиям — гнев избирателей, недовольных вторжением в их частную жизнь, сулил неплохие дивиденды.
"Тефлоновая" Меркель
На правительство и не в последнюю очередь на канцлера обрушилась волна претензий. Оппоненты обвиняли власти в том, что они не смогли обеспечить защиту граждан от иностранных разведок. Немецким спецслужбам досталось за то, что они, по собственному признанию, понятия не имели о столь масштабной слежке за жителями страны.
Меркель стала объектом насмешек из-за своего невнятного высказывания в самом начале шпионского скандала. На пресс-конференции во время июньского визита в Берлин президента США она сказала: "Интернет для нас всех — это неисследованная область". Этот сомнительный тезис, к тому же в условиях, когда от Меркель ждали жесткой реакции на действия американских союзников, вызвал в Германии возмущение. Фраза быстро стала "интернет-мемом", а оппозиция взяла ее на вооружение ("Частная сфера — это неисследованная область для Меркель?" — гласит один из предвыборных плакатов СДПГ).
А вот у оппонентов Меркель дела обстоят хуже. СДПГ, от которой на пост канцлера претендует Штайнбрюк, в период с 5 июня по 21 августа потеряла 2% и теперь, по данным Forsa, может претендовать на 22% голосов избирателей. Рейтинг другой крупной оппозиционной партии — "зеленых" — как и два с половиной месяца назад составляет 13%. Ничего не выиграла от скандала и "Левая партия" — за нее по-прежнему готовы проголосовать 8% немцев.
В опросах других социологических центров данные по рейтингу могут немного отличаться, но тенденция прослеживается такая же. По уровню личной популярности Меркель, как и прежде, серьезно опережает своего конкурента. Если бы канцлер избирался в Германии путем прямого голосования, нынешняя глава правительства могла бы рассчитывать на победу в первом туре с 55% голосов, свидетельствуют данные последнего опроса DeutschlandTrend, проведенного для телерадиокомпании ARD. Штайнбрюка поддержали бы только 22% избирателей.
Немецкие СМИ в последнее время все чаще вспоминают прозвище, которое, если верить утечкам Wikileaks, канцлеру ФРГ дали американские дипломаты: "тефлоновая" Меркель — потому что критика просто "отскакивает" от нее.
Не та тема
Между тем, как считают опрошенные РИА Новости немецкие эксперты, дело здесь не только в личной популярности главы правительства. По словам руководителя эрфуртского социологического института INSA Херманна Бинкерта (Hermann Binkert), немцы негативно относятся к сбору их личных данных зарубежными спецслужбами и не считают, что борьба с терроризмом это оправдывает.
"Но когда речь идет о том, за кого голосовать на выборах, для большинства немцев эта тема не является решающей. У них есть свое мнение на этот счет, и это мнение негативное. Но это не то, из-за чего они будут менять свое решение, за кого голосовать. Поэтому от разоблачений Сноудена никто из партий не получил выгоды, равно как и не проиграл", — подчеркнул эксперт.
Политолог отметил, что решающими для немецких избирателей являются другие темы: экономико-политические вопросы, в том числе возможность повышения налогов, социальные проблемы, образование. "Причина того, что избирателей больше интересуют другие темы, заключается и в том, что проблематика личных данных является слишком сложной и неосязаемой. Правительство говорит: все не так плохо. Оппоненты отвечают: за гражданами ведется наблюдение. Избирателям трудно в этом разобраться", — считает эксперт.