Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Пожалуйста, установите у себя демократию
С самого начала было известно, что британцы (консерваторы) не поддерживают санкции против египетских властей за расправу над "братьями-мусульманами", немцы с ними согласны, а французы (социалисты) колеблются. Зато множество участников заседания из стран поменьше высказались в том смысле, что нельзя же ничего не делать, в стране идет настоящая охота на "братьев", убито до тысячи человек…
Между прочим, известная часть европейских обществ — скажем так, леволиберальная — сейчас однозначно встала на сторону "братьев-мусульман", так же как раньше — на сторону чеченских сепаратистов, косовских албанцев… Вот хороший репортаж корреспондента лондонской "Гардиан" о том, как жестоки египтяне, в массовом порядке поддерживающие военных и требующие, чтобы те стреляли в "братьев" без предупреждения.
Дело в том, что заранее ясно было: пугать Египет почти нечем. Эмбарго на продажу оружия? А это, прежде всего, Франция, поставки примерно на 300 миллионов в год. Накажем Францию?
Но в целом египетские военные — давние друзья США, а не Европы, из США оружие в основном и получают. США, однако, занимают осторожную позицию, резких шагов не делают. Военную помощь Каиру за 2013 год уже перевели (не отзовешь), поэтому надо срочно подождать.
А прочую помощь европейцы направляли вовсе не правительству Египта, а "гражданскому обществу", то есть в созданные или поддерживаемые европейцами же фонды и институты. А поскольку и сейчас главный итог брюссельской встречи — "пожалуйста, установите у себя демократию", то морить голодом своих же борцов за таковую нелогично.
Есть еще торговля. ЕС возглавляет список партнеров Египта (24 миллиарда евро в год, 40% всего товарооборота). Но кого накажем, если в кризисные для ЕС годы будем тормозить торговлю с Египтом, и это после всяческих эмбарго против Ирана (за его "ядерные амбиции")?
Самое же главное, что Саудовская Аравия и другие богатые арабы уже заявили: при малейших санкциях со стороны ЕС или США мы все Египту компенсируем, денег у нас хватит. Так что брюссельскую встречу можно было и не проводить.
Сами же египетские власти… заранее, во вторник, министр иностранных дел Набиль Фахми сурово раскритиковал Евросоюз за то, что тот до сих пор не осудил "братьев" за террористические акты против египетского народа, христианских церквей, государственных институтов. В общем, у Европы проблемы. Что-то вроде поэтапного самоубийства.
Нельзя молчать
Собственно, зачем вообще было нужно собирать полный комплект министров иностранных дел и заседать? Что за тягостная обязанность такая — непременно что-то заявить по Азии, Африке, Океании?
А это такая особенность мышления европейцев, хотя и американцев тоже: можно ничего не делать в той или иной ситуации, но нельзя не читать мораль. Определенная часть избирателей этого не поймет. Западная цивилизация должна всех цивилизовать, иначе она не может.
Можно, конечно, предпринять длинный экскурс в историю, напомнить, откуда взялось это морализаторство — из колониальной эпохи, из времен, когда европейцы считали себя обязанными распространять повсюду сначала христианство, а потом сменившую его светскую идеологию.
Но если эти грозные заявления не подкреплены — как в ту же колониальную эпоху — грубой силой, то они выглядят именно так, как нынешняя брюссельская декларация: бледно. Благодаря вот таким ситуациям Европа и теряет остатки влияния в мире.
Можно ли стрелять?
Конечно, интересно, стал бы Китай мировым рекордсменом по выводу сотен миллионов человек из нищеты, если бы не Тяньаньмэнь (который означал вовсе не движение за "европеизацию" Китая, а волнения по итогам первых 10 лет реформ с из возникшим неравенством). Или что было бы с Узбекистаном, если бы не события в Андижане — близкий аналог того, что сейчас было в Египте. Но вернемся к проклятому вопросу — можно ли власти убивать людей на площадях? А если эти власти защищают других людей, миллионы сограждан?
Площади бывают разные, но на Ближнем Востоке "мирными" были выступления разве что в начале революций, в Тунисе. А во всех прочих случаях везде участвовало оружие, особенно в Ливии и Сирии. По сути, то было начало гражданских войн регионального масштаба, в которых люди, мягко скажем, весьма неприятные и никак не мирные, постарались взять власть у прежних, тоже не всегда приятных, но все-таки относительно цивилизованных режимов.
Нет сомнений, что большая часть убитых в Египте — посторонние и невооруженные. Так ведь это уже стандартная операционная технология по всему миру, когда демонстранты и понятия не имеют, для кого служат пушечным мясом. Вообще-то это называется "терроризм". Тактика "живого щита" из множества ничего не подозревающих людей.
Может быть, не стоило все эти годы европейцам так упорно поддерживать всех и всяких протестующих против любых властей? Может быть, европейцам пора поменять свою идеологию на противоположную — "площадь не место для…" (концовку пусть допишут сами)?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции