Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Анри Картье-Брессона - одного из самых знаменитых фотографов XX века, создателя школы фотожурналистики, автора теории "решающего момента" и одного из основателей агентства Magnum.
Своим учителем Картье-Брессон называл сюрреализм. С самого детства он увлекался живописью и мечтал стать художником, но жизнь распорядилась иначе. В 1931 году 22-летний Анри, сын типичных французских буржуа, пресытившись европейской благополучностью, уехал в Африку на Берег Слоновой Кости, или Кот-д'Ивуар. Здесь он начал фотографировать камерой Brownie-box, которую, как и многие другие ее обладатели, использовал для сохранения воспоминаний о путешествиях. Одной из причин, заставившей француза посмотреть на фотографию как на искусство и окончательно влюбиться в нее, стала работа Мартина Мункачи "Три мальчика на озере Танганьика" (1929). По словам Картье-Брессона, увидев этот снимок, он понял, что фотография - это та же картина, созданная быстро и интуитивно, и что с помощью камеры можно "зафиксировать бесконечность в одном моменте времени".
Анри Картье-Брессон изначально смотрел на мир в объектив камеры глазами художника - в этом, наверное, и кроется секрет его таланта. Он не верил в то, что фотографии можно научиться, главное для фотографа - интеллект и инстинкт. Подтверждением этой мысли служит то, что многие известные его фотографии, напечатанные в книге "Решающий момент", сделаны в самом начале его карьеры, когда ему было чуть больше двадцати лет. "Либо у тебя есть талант, либо его нет. Если он у тебя есть, это ответственность", - считал Картье-Брессон. Камера, для него, была "продолжением глаза". Эту роль прекрасно выполняла 35-миллимитровая Лейка, которая благодаря своим компактным размерам позволяла фотографу оставаться незамеченным.
Первый фотоаппарат Анри Картье-Брессона, Leica I
Картье-Брессон - первый фотограф, чьи работы были выставлены в залах Лувра в Париже. Это было в 1954 году. Сегодня же его фотографии находятся в коллекциях ведущих музеев мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Французы, испанцы и все остальные европейцы, американцы, мексиканцы, китайцы, индийцы и даже россияне советского периода - героями его фотографий становились люди со всех уголков Земли. За почти сорок лет путешествий по миру с камерой в руках (в конце 60-х годов он практически забросил фотографию и вернулся к своему любимому занятию - живописи) Картье-Брессон создал сотни (если не тысячи) талантливых снимков, иллюстраций времени и настроений, многие из которых стали классическими. На его работах выросло не одно поколение фотографов, но не меньше для развития этого искусства сделали не только его снимки, но и его размышления о фотографии. Проект Weekend собрал 15 высказываний Анри Картье-Брессона о деле своей жизни:
1. Фотография - это одномоментное, в долю секунды, опознавание значения того или иного события, равно как и точная организация тех визуальных форм, которые позволяют этому событию себя выразить.
2. Каждый раз, под тем или иным углом нашего зрения, пространство может обретать объем и разворачиваться, ширясь до бесконечности. Пространство, в момент присутствия, воздействует на нас с большей или меньшей интенсивностью, а после оставляет нас наедине с нашей памятью и ее метаморфозами. Из всех средств визуального выражения фотография есть единственное, которое навечно фиксирует одновременно точный и мимолетный момент.
3. Только из глубокого, развитого чутья может возникнуть тонкая и точная визуальная организация смысла.
Выставка Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеки Франции, 25 Апреля 2003 года
4. Удел фотографа - непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться.
5. Порой одно-единственное событие может содержать в себе крайне богатый, многогранный, неоднозначный смысл. И тогда нужно углубиться во все сопутствующие ему обстоятельства, чтобы ухватить стоящую за ним проблему. Ибо мир всегда в движении, и ты не можешь застыть в своем отношении к тому, что изменчиво и подвижно.
6. Поэзия - основа всего. И только через глубинный контакт с реальностью и полноту жизни можно достигнуть поэзии. Очень часто я вижу фотографов, которые культивируют странность и нелепость сцены, думая, что это поэзия. Но это не так. Поэзия появляется тогда, когда два элемента неожиданно вступают в конфликтные отношения, и между ними вспыхивает искра. Но она возникает очень редко, и ты не можешь подстеречь ее. Это все равно, что гоняться за вдохновением.
7. Содержание не отделимо от формы. Под формой я подразумеваю строгую организацию поверхностей, очертаний и смыслов.
8. Свобода, для меня, заключается в строгой рамке кадра, а внутри этой рамки возможны любые вариации.
Выставка Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеки Франции, 25 Апреля 2003 года
9. Наибольший восторг у меня вызывает геометрия кадра, его конструкция. Нельзя снимать ради структуры, форм и схем, но, когда каждый элемент фотографии находится на своем месте, - это доставляет чувственное и интеллектуальное удовольствие. Это осознание миропорядка, который находится перед тобой.
10. Золотое правило гласит: два единственных компаса, которые есть у фотографа в распоряжении, - это его глаза. Любой чисто геометрический анализ, любое сведение фотоснимка к голой схеме (и это в самой природе фотографии!) может быть сделано только после того, как фотография отснята, проявлена и распечатана.
11. Думать следует до или после съемки, никогда во время ее.
12. Разница между хорошим снимком и посредственным - вопрос миллиметров, малейших отличий, но она существенна. Я не думаю, что фотографы сильно отличаются друг от друга. Отличия почти не заметны, но это именно те маленькие различия, которые имеют значение.
13. Задача фотографа - воспринять реальность, почти одновременно "записывая" ее в записную книжку, каковой является наша камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории.
14. В истинном портрете Вы не найдете ни льстивых прикрас, ни гротескных карикатур, но только глубокое и точное отражение индивидуальности.
15. Мы, фотографы, снимая репортаж, неизбежно выносим суждения и оценки тому, что видим, и это предполагает большую ответственность.
Подготовлено на основе информации открытых источников