С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 авг — РИА Новости, Светлана Ремизова. В первом полугодии 2013 года автомобильный рынок Петербурга сократился на 5%. Отрицательная динамика наблюдается уже несколько месяцев подряд, и, если она сохранится, в 2013 году в северной столице будет продано около 200 тысяч автомобилей. Это на 10% ниже показателя докризисного 2008 года. Однако автоконцерны по-прежнему считают Петербург перспективным рынком.
Зарубежные автоконцерны, несмотря на снижение продаж, продолжают открывать свои дилерские центры в Санкт-Петербурге. Сейчас доля северной столицы в российском авторынке составляет 7,3% и имеет тенденцию к увеличению. Наряду с массовыми брендами в город приходят и производители класса "люкс": так, Rolls Royce отдал предпочтение Петербургу среди городов-миллионников для открытия своего центра — первого в России, после Москвы.
Лидеры не сдаются
По данным аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб", лидерами продаж в городе на Неве с начала года остаются бюджетные автомобили. Пальму первенства по популярности у петербуржцев держит Renault, автомобилей этой марки в январе-июне 2013 года продано 8,7 тысячи штук (показатель вырос на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). На втором месте по популярности остается Volkswagen с показателем в 7,7 тысячи машин, несмотря на снижение в 9%. Замыкает тройку лидеров KIA c 6,8 тысяч автомобилей (к первым шести месяцам прошлого года объем продаж снизился на 12%). Продажи отечественной марки Lada, седьмой в списке, сократились на 3% — до 5,5 тысячи машин.
Как отмечают эксперты, на фоне общего падения продаж автомобилей в Петербурге положительную динамику среди лидеров авторынка города показывают всего четыре бренда — это занимающий первое место Renault, а также Ford, Skoda и Mitsubishi. "Рост продаж этим маркам, за исключением Skoda, обеспечивают популярные кроссоверы. Что касается чешского бренда, то он в плюсе благодаря скидкам в преддверии обновления модельного ряда, который начался летом", — говорит генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
Если же говорить о прежних лидерах рынка, в модельном ряду которых представлены популярные бюджетные иномарки российской сборки (Hyundai, KIA и Volkswagen), то их падение за шесть месяцев в среднем составляет 5-10%. "Спрос на такие модели на данный момент стабилизировался, его бурного роста ожидать не следует, также как и ощутимого падения", — отмечает Чаплыгин.
Премиум-бренды "держат" рынок
Как отмечают опрошенные РИА Новости эксперты, серьезного падения продаж на петербургском авторынке в январе-июне не случилось во многом благодаря растущей популярности кроссоверов, а также в силу весьма существенного увеличения продаж моделей премиум-брендов. Так, Jaguar продал на 55% больше автомобилей в Петербурге, Chrysler — на 50%, Mercedes-Benz — на 32%, BMW — на 25%, сообщает " Auto-Dealer-СПб".
В целом за первые шесть месяцев премиум-бренды показывают существенный рост в 19%. "Luxury чувствует себя лучше уже на протяжении последних 1,5-2 лет, этот сегмент растет опережающими темпами, но это касается только Москвы и Петербурга", — отмечает директор по маркетингу и продажам холдинга RRT Андрей Ивойлов.
"Бюджетникам" помогут кредиты
Член правления автокомплекса "Автополе" Сергей Вайнер отмечает, что предстоящей осенью прогнозируется снижение продаж легковых автомобилей. "В частности, это затронет седаны. Традиционно возрастет спрос на все виды внедорожников, такие как Chevrolet Captiva, Trailblazer, Tahoe, Opel Antara и Mokka, Ford Explorer и Kuga; Honda CR-V, Pilot, Crosstour; Volvo вся серия XC и V40 Cross Country", — считает собеседник агентства.
Также нарастить показатель продаж во второй половине года помогут уже представленные автопроизводителями модели автомобилей, потребность рынка в которых на сегодняшний день существенно превышает предложение дилеров, формируя отложенный спрос.
"В целом, во втором полугодии драйверами рынка могут стать бренды, на модели которых сформировался отложенный спрос, например, Nissan с его бюджетным седаном Almera, а также отечественная Lada, получающая стимул к росту за счет госпрограммы льготного автокредитования", — отмечает Чаплыгин.
Напомним, Министерство промышленности и торговли РФ объявило о запуске программы господдержки льготного автокредитования с 1 июля 2013 года по 1 апреля 2014 года. Программа распространяется на новые автомобили стоимостью до 750 тысяч рублей. Кредиты будут субсидироваться в размере двух третей от ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая сейчас составляет 8,25%. На реализацию планируется выделить 12,7 миллиарда рублей. Срок действия кредитного договора — не более 36 месяцев.
По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова, свое желание работать по программе выразили Сбербанк, Газпромбанк, "ВТБ 24", Россельхозбанк, UniCredit и Райффайзенбанк. Средняя процентная ставка по автокредиту составляет 15-16%, субсидируется 5,5%.
Перспективы роста
Представитель холдинга RRT обращает внимание на то, что уже на протяжении нескольких лет авторынок России и Петербурга, в частности, показывает неуклонный рост стоимости машин.
"Средняя стоимость машины последние пять лет неуклонно растет. Если взять среднюю цену на машину по стране, то в этом году уже мы имеем 29 тысяч долларов. Средняя цена на машины растет и это связано с тем, что "Жигули" уходит с рынка, соответственно, народ пересаживается на иномарки и растет средний чек", — говорит Андрей Ивойлов, отмечая также тенденцию к большему оснащению новых автомобилей опциями и вспомогательными системами.
По экспертным данным, сегодня в Петербурге на каждую тысячу населения приходится 295 машин. Показатели продаж и прогнозы состояния авторынка города демонстрируют недостаточную насыщенность региона автомобилями и показывают, что этому сегменту еще есть куда расти. Доказательством этому служит также и то, что автоконцерны продолжают рассматривать земли северной столицы и Ленобласти для размещения своих производств, а дилеры выводят на продажу все новые модели.