НОВОСИБИРСК, 20 авг – РИА Новости, Григорий Кроних. Новосибирский губернатор Василий Юрченко 12 августа назначил на должность замминистра региональной политики известного в Новосибирске пиар-специалиста и блогера Илью Стахеева. В интервью корреспонденту РИА Новости новоиспеченный чиновник рассказал, почему не считает должность "расстрельной" и что собирается сделать в первую очередь.
- Илья Сергеевич, в блогосфере к официальной власти часто относятся негативно, будучи блогером, вы ругали власть?
— А кто не ругал? При соприкосновении с властью наступает легкое отрезвление, потому что когда ты находишься по ту сторону, тебе очень сложно понять: почему она так работает? Как правило, общественное мнение основано на каких-то стереотипах и бывает, что самой причины, которая вызвала стереотип, уже нет, а он сам сохраняется.
Власть часто ругают, потому что изменения идут слишком медленно, но это особенность работы государственной машины, она ограничена регламентами и законами, и если их не соблюдать, то ты рискуешь подставить себя – вплоть до уголовной ответственности.
- У вас был соблазн подчистить записи в блоге?
На самом деле, мой блог давно "повзрослел". Я давно не пишу разухабистых провокаций, посты больше похожи на эссе. Года два назад у меня произошел отток старых читателей, которым оказались неинтересными как раз длинные умные тексты. А мне стала неинтересна всякая легкомысленная ерунда и цикличные скандалы, которые обязательно возникают раз в два года, например, на тему: "Что делать с бродячими собаками?".
- Вы продолжите вести свой блог?
— Конечно, по мере возможности. Я свой блог в "Живом журнале" завел 8 января 2002 года, ему почти 12 лет. Я раньше думал, что школа – самый долгий проект, в котором я участвовал, но оказалось, что блог – проект более длительный. Я завел его в 22 года вчерашним первокурсником-магистрантом философского факультета.
Никто не думал, не только такие как я, но даже создатели социальных сетей, что сети так изменят сферу коммуникаций и медиа, а сами создатели станут богачами. Не думали, что с помощью блогов можно будет зарабатывать деньги. Когда пять лет назад говорили о коммерческом продвижении товаров через блоги, многие крутили пальцем у виска. Сейчас же это вполне нормально.
— Да, я в тогда был молодым копирайтером на радиоканале, придумывал всякие ролики, заставки… Позже я около четырех лет проработал пиарщиком – специалистом по связям с общественностью, в компании МТС. Работа в такой огромной корпорации, где есть корпоративные стандарты, корпоративная культура, политика управления дала мне хорошие навыки в области управления, я там многому научился.
- Как вы думаете, что сыграло большую роль при назначении вас на нынешнюю должность – опыт в сфере общественных связей или опыт блогера, специалиста по интернету?
— Это же невозможно отделить одно от другого. По сути, я не могу сказать кто я больше – блогер или пиарщик – я специалист по коммуникациям и рассматриваю все единым блоком. Коротко говоря, думаю, что востребован будет и тот, и другой опыт.
- Что для вас значит переход на государственную службу?
— Для меня это необходимый элемент в процессе взросления. Я не был и раньше инфантильным человеком, но у мужчины очень многое зависит от того, чем он занимается – это очень сильно форматирует его личность. Госслужба – она как раз очень сильно помогает этому, потому что ты учишься мыслить вперед и очень точно понимаешь, что последствия твоей деятельности имеют вес, материальную сторону.
Особенно это важно в наш виртуальный век. Цена ошибки госслужащего высока, и это дисциплинирует мышление, учит осторожности, планированию каждого шага – не рубить с плеча, а рассмотреть проблему с разных сторон. И это одновременно вызов – сможешь ли ты соответствовать этой работе?
- Расцениваете ли вы вашу должность как "расстрельную", опасную, на которой сложно удержаться?
— "Расстрельной" должность делает сам человек, который садится в это кресло. Эта должность – ответственная, сложная. Структура, в которую я пришел работать находится на стадии становления, для нее сейчас время "эпохи перемен" и так далее – но это же самое интересное! У меня так получилось, что в МТС я работал, когда сотовая связь была атрибутом роскоши, тогда компания только создавалась, строилась.
И здесь – то же самое, поэтому я не назову должность "расстрельной", наоборот – это такой момент, который для человека, который любит деятельность, работу – самый интересный. Конечно, сегодня для меня это новый дивный мир, в который я погружаюсь, и стараюсь понять, как он функционирует. Я пока эту логику понимаю, она, на самом деле, мало чем отличается от корпоративной политики, которая была в МТС.
Правда на нее еще налагается огромная ответственность – административная, уголовная, и прочая. В конечном итоге, если коммерческая компания предоставляет услугу, которой можно пользоваться или нет, то государство предоставляет услуги, которыми пользуются все.
- Как вы планируете выстраивать отношения со СМИ?
— Это одна из важных задач, которую передо мной поставило руководство при приеме на работу. Это создание коммуникаций, подготовка такой системы общения, чтобы все СМИ знали к кому в администрации и по какому вопросу обращаться, как оперативнее получать комментарии. Также необходимо внедрять другие форматы общения, которые позволяют избежать проволочек в получении информации.
Это не только технологическая, но и идеологическая задача – ведь таким образом будет реализовываться открытость власти. Мне, как человеку, привыкшему в МТС к полной прозрачности работы компании, отрадно видеть, что люди, которые меня пригласили сюда, стремятся к подобным целям. Это дает мне определенную долю оптимизма, почему я, собственно говоря, и принял это предложение.
Я понял, что все задачи, которые передо мной ставят, их видение – полностью совпадает с тем, как я представляю коммуникации. Власть должна быть более оперативной, более прозрачной, обратная связь – более быстрой, новые технологии должны внедряться еще быстрее.
- Становление структуры, внедрение технологий – все это требует средств, у вас есть финансовые рычаги, чтобы добиться решения этих задач?
— Я никак не могу прокомментировать вопрос. Могу сказать, что я буду обосновывать расходы, а исходить мы будем из возможностей бюджета. Как известно, интернет-технологии требуют значительно меньше издержек, чем традиционные печатные СМИ. При этом у правительства уже есть свои медиаресурсы, которые можно использовать для решения задач.
От этих медиаресурсов хотят более эффективной работы и уже этого добиваются с помощью создания структуры – медиахолдинга. Мы не имеем права вмешиваться в редакционную политику и ни в коем случае не будем этого делать. Мы поможем СМИ с управлением, поможем со встраиванием в современную систему медиакоммуникаций в том числе.
Известно, например, что в интернете нельзя использовать газетные заголовки, необходимо писать такие, которые будут лучше индексироваться поисковыми роботами. Этому нужно просто людей научить, поднатаскать. Планируется сделать эти СМИ и более рекламопривлекательными. Это позволит уменьшить нагрузку на бюджет.
- Как вы оцениваете информационную политику правительства области в прежние годы, в чем ее главный минус?
— Бытует мнение, что власть непрозрачна. Мне видится, что система улучшается. Есть существенные изменения, которые появились с приходом новых вице-губернатора и министра – я говорю за свою сферу – информацию, коммуникации и так далее, стало больше встреч с журналистами.
Вот Василий Алексеевич (Юрченко – прим ред.) встречался недавно с блогерами на НеФоруме, который, кстати, проводили РИА Новости, и всем блогерам очень понравилась эта встреча. Конечно, кому-то покажется, что меняется все не так быстро, как хотелось бы, но это государственная машина, она не может с места в галоп.
- Планируете ли вы создать какой-то экспертный совет из руководителей СМИ или другой подобный орган?
— Прямо сейчас таких планов нет, но привлекать экспертов с медиарынка, устраивать встречи – планируем, ведь это одна из форм обратной связи. У меня выучка коммерческого пиарщика – работать напрямую с журналистами и главными редакторами. При этом моя задача быть не источником информации, а лишь организатором коммуникации.