Волна рейдов по выявлению нелегальных мигрантов идет на рынках и стройках России. По данным ФМС, с превышением срока пребывания в стране работают около трех миллионов трудовых мигрантов. Начальник управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю Максим Белобородов рассказал в интервью РИА Новости о масштабах нелегальной миграции в Приморье, кто за ней стоит и что планируется сделать, чтобы навести порядок в этой сфере.
– Максим Владимирович, руководство ФМС поставило задачу до конца года сократить в масштабах страны количество иностранцев-нарушителей на миллион человек. Сколько нелегалов, по вашим данным, находится в Приморском крае?
– Приморье, граничащее со странами Азии, находится на правом фланге миграционной проблемы. По количеству трудовых мигрантов наш регион – на третьем месте в стране после Москвы и Санкт-Петербурга.
Трудовые мигранты приезжают в Приморье разные. Кто-то – с целью заработать, на сезонные работы, потому что у них на родине и пять тысяч рублей считаются серьезными деньгами, а в нашем регионе они получают и 30, и 50 тысяч рублей. Поработав здесь, сезонники уезжают. Вторая категория иностранцев – те, кто по истечении сроков остается здесь нелегально. По нашим данным, соотношение в крае легальных мигрантов с нелегальными составляет три к одному от общего числа иностранцев.
На решение этой проблемы мы бросаем все усилия. Проводим совместно с полицией и сотрудниками ФСБ России ежедневные рейды. Причем не только на рынках, где как раз больше легальных приезжих. Процент незаконных мигрантов гораздо выше в лесной отрасли, строительстве, рыболовстве. Вот на каких направлениях надо делать акцент в Приморье.
– Сколько иностранцев-нелегалов удалось выявить и депортировать?
Но проблема еще и в том, куда доставлять и где содержать нелегалов до момента депортации, которая, кстати, ведется за государственный счет. У нас нет специального приспособленного помещения для нелегалов.
– Планирует ли краевое УФМС обращаться к населению за помощью в выявлении нелегалов?
– Да, население нам оказывает помощь. При УФМС по Приморскому краю действует горячая линия, на которую ежедневно поступает информация о мигрантах. Звонят, просят, например, разобраться, законно ли работают граждане из Средней Азии на шиномонтаже. Или кто у соседа строит дом, делает ремонт. Еще одной формой отношений с населением мы считаем общественно-консультативный совет при УФМС, на заседаниях которого мы обсуждаем многие вопросы миграционной политики.
– Некоторые эксперты утверждают, что привлечение иностранных мигрантов – неплохой по доходности организованный бизнес… Кто чаще всего оформляет разрешения иностранцам?
– Есть две формы оформления иностранца в России. Первый – самостоятельная подача гражданином заявления в УФМС на выдачу так называемого патента, дающего право на работу в течение 12 месяцев. На сегодняшний день нами выдано 6,5 тысячи таких документов. Надо признать, жители Средней Азии обращаются за оформлением патентов чаще не напрямую к нам, а к посредникам.
Второй вариант временного проживания в России – въезд по квоте для юридических лиц. Она устанавливается ежегодно. В Приморском крае на этот год решением межведомственной комиссии квота определена на уровне 25 тысяч человек, тогда как годом ранее – почти 30 тысяч человек. Опять же в сфере оформления квот действуют определенные фирмы, которые помогают оформлять документы на разрешение на работу по квоте.
При этом тенденция последних нескольких месяцев такова: число тех, кто обращается с соответствующим заявлением в учреждения УФМС, резко, в разы снизилось. Зато, по нашей информации, выросло количество поддельных патентов. Кто-то, по всей видимости, включил печатный станок.
Мы стали выявлять фальшивые дипломы у "коммерческих директоров", "технологов" из Вьетнама, Киргизии, Узбекистана… И опять же все нити идут к "серым" посредникам, которые оказывают услуги. Мы их всех прекрасно знаем, работаем с органами внутренних дел. Думаю, не за горами то время, когда все они будут привлечены к ответственности.
– Граждане каких государств на плохом, а какие – на хорошем счету у приморской миграционной службы?
– Если оценивать по количеству приезжающих, то больше половины мигрантов прибывают из Узбекистана, чуть меньше – из Таджикистана и Киргизии. Самые законопослушные – представители Китая и Вьетнама, с ними проблем нет: они приехали, заработали, уехали. У них нет цели остаться в России, в отличие от тех же граждан Узбекистана, которые гораздо чаще становятся нарушителями.
Мы активно сотрудничаем по вопросам соблюдения миграционного законодательства с национальными диаспорами с расчетом, что их лидеры тоже будут влиять на своих сограждан.
– Вы знаете, пообещать – не значит жениться. Но все зависит от положения человека. Если он приехал к нам на заработки и в силу объективных причин превысил сроки пребывания в России, он после такого наказания, безусловно, уедет сам.
Есть люди, которые попали в сложные жизненные ситуации. На острове Русском строителей объектов саммита обманули: они, поработав, остались без обещанной зарплаты, у них нет денег уехать.
– Строители саммита АТЭС, большинство из которых должны были покинуть Приморье еще год назад, до сих пор здесь?
– Они до сих пор здесь! После объектов саммита строят турбазы на Русском, в Хасанском районе. Я думаю, к зиме большая часть этих строителей уедет. Но есть категории, которые целенаправленно остаются, привозят семьи, детей рожают.
Во Владивостоке, в микрорайоне на берегу бухты Тихой, уже начальные классы в школах формируются из детей мигрантов. Их родители уезжать не собираются.
– Как решается вопрос строительства спецприемника для мигрантов в Приморье? Ведь с 1 января нелегала, подлежащего выдворению, уже нельзя будет держать до момента депортации в полиции…
Спецприемник на 50 мест решили построить в районе поселка Заводской, из бюджета края выделено для этого 27 миллионов рублей. Сейчас ведется проектирование, которое планируется завершить к 3 сентября, затем начнется строительство.
Нужно быть реалистами: спецприемник будет построен в лучшем случае к концу следующего лета.
– В начале августа мы достигли соглашения с администрацией края о том, чтобы до завершения строительства спецприемника арендовать подходящее помещение – может быть, бывшую военную гауптвахту. Не обязательно во Владивостоке или Артеме, возможно, в Уссурийске, Раздольном – куда можно собрать нелегалов со всего края.
Этот вопрос обсуждался на встрече с губернатором и вице-губернатором. Единственное, 50 мест в этом спецучреждении уже сейчас нам кажутся недостаточными. Как показывает практика, оптимальным для Приморского края, с его количеством мигрантов, должен быть приемник на 150 мест.