КРАСНОЯРСК, 17 авг — РИА Новости. Красноярские авиаторы в субботу, в канун Дня Воздушного флота, по традиции устроили в аэропорту "Емельяново" выставку уникальной авиатехники и настоящее авиашоу, хотя погода и была близка к нелетной. Корреспондент РИА Новости Антон Андреев побывал на празднике и оценил авиатехнику и возможности пилотов.
"Мам, пойдем быстрее, там уже самолеты выступают", — пятилетний мальчик топает по лужам в резиновых сапожках и тянет вперед маму, которая эти лужи старается обходить. Потому что надела новые туфли вовсе не по погоде — как же, все-таки праздник.
Летающие гиганты
При выходе на летное поле гостей праздника встречают два самолетных трапа, приветливо растянувших транспарант с поздравлениями в честь Дня Воздушного флота. Почти сразу же за ними толпу зрителей ждут приготовленные к экскурсиям на борт ИЛы, ТУ, Boeing, вертолеты МЧС.
Здесь же, рядом с техническими достижениями СССР расположился грузовой гигант Boeing 757-400 ERF, который, для справки, может без посадки преодолевать более девяти тысяч километров и перевозить 112 тонн груза. Правда, зрителей ни в кабину самолета, ни на борт не пускают. Зато гостеприимно распахнуто брюхо грузового МИ-26. Пользуясь отсутствием очереди, на борт взбираются не только дети, но и взрослые.
"Да, нам бы такой — как раз картошку с поля возить", — то ли шутит, то ли всерьез приценивается к технике мужчина в обличии рэппера Сереги и топает ногой, проверяя прочность внутренней обшивки. Интонация при этом явно позаимствована у героев сериала "Реальные пацаны".
Дождь и "Синяя птица"
Единственное, что мешает атмосфере праздника быть по-настоящему праздничной, — это постоянно моросящий дождь. Температура при этом совсем не летняя — где-то 11-13 градусов тепла. Пар идет изо рта даже в помещении аэровокзала, куда иногда забегают гости праздника, чтобы погреться и хоть немного обсушиться.
Прямо на площади перед аэровокзалом разбита большая сцена, на которой выступает коллектив с соответствующим теме мероприятия названием "Синяя птица". Как представляют себя сами участники легендарного ансамбля, "те самые голоса с пластинки". Не обошлось и без анекдота о том, что в СССР синей птицей называли ту самую курицу, которую получали пассажиры "Аэрофлота" во время полета.
Планы и перспективы
Пока народ, пытаясь согреться, приплясывал под не совсем подходящие для этого песни типа "А любовь, как сон, стороной прошла", мимо основной массовки стороной прошел губернатор края Лев Кузнецов. Самолеты его почему-то не заинтересовали, и он сразу проследовал к площадке, где выступали экстремалы.
Смешавшись со зрителями и сопровождавшими его чиновниками, губернатор несколько минут наблюдал, как велосипедисты на BMX подлетают на специальных горках и, покрутив в воздухе различные кульбиты, падают на некий надувной помост. Удостоверившись, что экстремалы могут прыгать едва ли не бесконечно, губернатор подошел к караулившим его журналистам.
Отдельно отметил глава региона проблему возникшего дефицита пилотов, назвав это "ключевым вызовом". Он заверил, что подготовка кадров будет вестись следующим образом: на базе кадетского корпуса в городе Ачинск уже создан класс с уклоном в азы авиации, а затем выпускники этого класса будут направляться на учебу в Санкт-Петербург — на специальности, связанные с воздушным флотом.
Мэр обратился к гостям праздника со сцены. Напомнил о том, что аэропорт "Емельяново" — это ворота города, о том, что сейчас в порту работает более 30 авиакомпаний, а самолеты вылетают более чем по 70 направлениям. По словам мэра, в 2013 году пассажиропоток порта уже может достичь двух миллионов человек, потому что с начала года в аэропорту побывало уже 1,4 миллиона пассажиров.
На бреющем полете
Конечно же, все ждали авиашоу. Ждали и опасались, что погода будет признана нелетной и шоу не состоится. Но дождю не удалось испортить праздник — первым в небо для экскурсионного облета окрестностей взмыл Boeing 757-200 с группой детишек на борту. Ведущий праздника анонсировал этот взлет как "прогонный рейс". Но это еще не было шоу.
Право открыть авиапрограмму досталось проверенному десятками лет полетов уникальному ретросамолету По-2. Именно этот биплан в годы Великой Отечественной войны использовался как легкий ночной бомбардировщик, на котором летали знаменитые "ночные ведьмы".
ПО-2 стал кружить по периметру взлетного поля, то и дело скрываясь в облаках и едва не задевая макушки сосен на бреющем полете. Потом к ветерану присоединились молодые одноместные коллеги — спортивные самолеты, марок которых нельзя было разобрать на бортах из-за небольшого размера.
Когда под аплодисменты публики ПО-2 и его спутники приземлились, в небо тут же взмыла новая партия одноместных самолетов. И если старик ПО просто летал кругами, то его современные "коллеги" тут же принялись выделывать различные авиафинты прямо над головами зрителей — ниже пелены тумана, чтобы было видно и чтобы можно было сфотографировать. Зрители стояли долго.
"Пойдем, там в кафе сосиски есть", — сказал кто-то рядом, очевидно, нащелкавшись фотоаппаратом или окончательно промокнув. Вслед за первыми проголодавшимися к организованным на территории аэропорта летним кафе потянулись и остальные. А навстречу им от входа уже тянулись новые зрители, припозднившиеся к открытию, но спешащие занять место в очереди к ИЛу и ТУ.
Кто же упустит возможность посидеть в кабине пилота "всамделишного" самолета?