МОСКВА, 16 авг — РИА Новости, Марина Ведяшкина. Бездомные животные остаются серьезной проблемой для Москвы: их численность точно не определена, из приютов москвичи берут питомцев неохотно, а мест там не хватает, в то время как бродячие собаки и кошки могут переносить бешенство. По мнению экспертов, опрошенных РИА Новости, проблема заключается в нехватке специалистов комплекса ЖКХ, которые занимались бы непосредственно работой с бездомными животными, неэффективном использовании бюджетных средств, а также в безответственности москвичей.
Главные новости столицы на портале "В Москве" >>
Всемирный день бездомных животных отмечается в третью субботу августа.
Интернет вам в помощь
По данным московского комитета ветеринарии, столичная Госветслужба вакцинирует против бешенства домашних и безнадзорных животных, содержащихся в приютах. На территории Москвы с начала 2013 года против бешенства вакцинировано почти 155 тысяч животных, в том числе 95,604 тысячи собак и 59,389 тысячи кошек. По информации горадминистрации, с начала текущего года в столице отловлено и направлено в приюты 3, 867 тысячи собак и 538 кошек, 968 собак и 183 кошки уже нашли новый дом. За весь прошлый год в городе было отловлено 9,728 тысячи собак и 921 кошка, пристроено в добрые руки 3, 883 тысячи собак и 258 кошек.
Пристроить бездомных собак и кошек в добрые руки стараются и простые горожане, активисты, общественники — одним из самых популярных и эффективных способов сейчас является размещение информации и бездомных животных в соцсетях в интернете с просьбой сделать перепост.
Число обращений жителей для отлова бездомных животных, в частности, в Центральном округе составило 150 с начала года, столько же в Восточном, в Зеленограде — всего 14 обращений.
На северо-западе Москвы в этом году отловлено 429 собак и 35 кошек, 21 собаку уже отдали горожанам. Животное передается в руки новому владельцу только после стерилизации и чипирования, обязательно заключается договор на содержание животного, подчеркнули в префектуре СЗАО. Число отловленных животных в Зеленограде, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшилось: 216 собак против 353-х в 2012 году, и 33 кошки, в прошлом году — 38. Как пояснили в пресс-службе округа, ситуация по количеству бездомных животных на улицах постоянно меняется, так как происходит их миграция из Московской области.
Вакцинация, стерилизация, идентификация
Как сообщили РИА Новости в департаменте ЖКХ и благоустройства Москвы, согласно специальному регламенту, в городе проводится отлов бездомных животных, после чего их размещают в приюты, где животные содержатся до естественной смерти, если их не забирают домой.
В настоящее время в городе работают 13 муниципальных приютов. Там животных вакцинируют против бешенства и других болезней, лечат, стерилизуют и вживляют персональный чип для идентификации. Кроме того, приюты ведут работу по поиску владельцев для животных.
Однако, по мнению депутата Госдумы, члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максима Шингаркина, действующая в городе программа по бездомным животным неэффективна.
"Дело в том, что львиная доля средств направляется именно на содержание животных, но не решаются два вопроса. Первое, что необходимо — максимально полное изъятие бродячих животных из городской среды, второе — привлечение людей к тому, чтобы они сами забирали животных из городской среды и содержали дома", — сказал Шингаркин.
Он отметил, что в Москве огромное количество зоозащитников, при этом никто из них не практикует самостоятельное изъятие бесхозных животных из окружающей среды и содержание их у себя. Но они, по словам депутата, рассчитывают только на бюджет.
Замглавы общественного движения "Зеленые" Владимир Поляков считает, что для того чтобы эта общегородская программа была эффективной, должна быть четкая статистика.
"Надо иметь статистику: сколько у нас бродячих собак, сколько приютов, питомников, как они финансируются, под чьим крылом они находятся. Сейчас, насколько я знаю, все это держится на энтузиазме. Я считаю, что это такая же социальная проблема, как одинокие пенсионеры, которые живут в пансионатах. Точно так же с животными", — сказал Поляков. По его словам, меры по предотвращению их размножения и пожизненное содержание в приютах также необходимы.
Со своей стороны, заместитель председателя Российского общества защиты животных "Фауна" Илья Блувштейн считает правильной политику московского правительства и комплексную программу по животным в городе, которая разрабатывалась еще в середине 90-х, правильная.
"В соответствии с этой программой были проведены два учета. И они показали как в первом, так и во втором случае, что количество безнадзорных и бесхозяйных животных в Москве где-то порядка 25-27 тысяч особей в границах старой Москвы. И, следовательно, исходя из этих цифр, предполагалось, какое количество приютов, с каким количеством посадочных мест должно быть в городе, какая должна быть организационная структура", — рассказал он.
Каждую собаку нужно знать в лицо
При этом эксперт отметил, чего не хватает для того, чтобы программа работала. По его словам, в Москве предполагалось создать отдел городской фауны, а в каждом округе — назначить главного специалиста по фауне и районных специалистов по фауне, которые были бы освобождены от других обязанностей.
"Не так, как сейчас — он занимается благоустройством, озеленением, вопросами, связанными с вывозом мусора, и на него еще повесили задачу решать проблемы, связанные с фауной, повесили собак. Естественно, подавляющее большинство таких специалистов — специалисты ГУ ИС, ДЕЗ, они воспринимают себя в лучшем случае как диспетчеров по отлову", — подчеркнул Блувштейн.
По его словам, специалист должен "в мордочку знать каждую собаку и кошку на своей территории", работать с хозяевами собак, а также заниматься кошками, чтобы они не гибли, замурованные в подвальных помещениях.
"Все это должен решать специалист по фауне района. Он должен знать все собачьи стайки, он должен знать, каких животных надо содержать в приюте, каких можно вернуть на прежнее место обитания, как учить работать опекунов, чтобы они не создавали своим поведением конфликтности, то есть оптимизировать ситуацию в районе", — пояснил эксперт.
Также городская программа предполагала интенсивную информационную поддержку для того, чтобы бездомных животных легче было устроить в семьи, а также поиск старых владельцев, если животное потерялось. Планировалось принятие таких нормативных актов, которые бы стимулировали заводчиков и владельцев не разводить животных в том случае, если будущие щенки и котята не обеспечены спросом, чтобы на свет не появлялись котята и щенки, которых некуда будет пристроить. "Чтобы не запускался конвейер смерти на невостребованных животных", — сказал Блувштейн.
Он добавил, что у горожан необходимо формировать культуру содержания животных. "Программа предусматривала повышение ответственности, особенно за оставление животных без попечения, то есть просто выброс их на улицу. Серьезную ответственность", — подчеркнул эксперт.
Убить нельзя пристроить
При этом специалисты расходятся во мнениях по поводу ликвидации бездомных животных.
По словам Блувштейна, городская программа предполагает "комплекс мер, направленных на сокращение популяции безнадзорных животных, но гуманным, цивилизованным образом, без убийства". "Как это убийство ни назови — эвтаназия, умерщвление или иначе", — отметил он.
Между тем, депутат Госдумы Шингаркин уверен, что не следует тратить городской бюджет на содержание животных в приютах, если их не удается отдать в добрые руки.
"Те животные, в отношении которых существуют традиционные способы гуманного обращения и содержания их в домах, город должен содержать их не больше двух-трех недель и тратить часть средств на пропаганду взятия шефства над такими животными и передачу их под ответственность и содержание людьми, желающими иметь домашних животных", — заявил Шингаркин. Однако, если желающих взять животное себе не находится, значит, по словам депутата, "эти животные лишние для социума и содержать их за городской бюджет не имеет смысла".
По его словам, уничтожение животных, невостребованных населением для содержания, "относится к нормальной социальной практике жизни".
Зампредседателя "Зеленых" эту точку зрения не разделяет. "Усыпление — это антигуманно. Когда у моей собаки отнялись ноги, я его носил гулять. Как же, живое существо… Под это дело можно всех уничтожить. Я считаю, что такого не должно быть", — сказал Поляков.
Куда уходят деньги
Шингаркин считает, что размещение животных в приютах, которые не соответствуют требованиям гуманного содержания животных, это издевательство над животными. Он рассказал, что лично посещал четыре приюта, которые находятся на городском финансировании, которые грубейшим образом нарушают условия содержания животных.
"Я был инкогнито в нескольких приютах. То, что я там видел, иначе, как жестокое обращение с животными, назвать нельзя. Я не буду говорить, какие приюты, потому что там работают наши агенты. Мы собираем статистические данные для того, чтобы предъявить хозяевам приюта судебные иски и привлечь их к ответственности за воровство", — заявил он.
По его информации, в этом году на эти цели город выделил порядка 700 миллионов рублей.
При этом зампред общества защиты животных Блувштейн считает, что приюты не должны финансироваться через систему тендеров, потому что в таких конкурсах выигрывает организация, которая предлагает самые скромные средства на содержание животных.
"Таким образом, до собаки и кошки доходит отнюдь не сумма, которую любят показывать — 150-170 рублей — больше, чем на солдата, больше, чем на колхозника. А доходит 11, 15, 20, 25 рублей, то есть очень скромные деньги", — отметил он. "Причем, сегодня животные в приютах содержатся за счет приюта только полгода, а предполагалось по этой программе, что животные будут оплачиваться не через систему тендеров, а просто по наличию, и оплачиваться они должны до их естественной смерти или до передачи новому собственнику", — добавил Блувштейн.
Бездомный источник опасности
Шингаркин, обращаясь к закону, говорит, что Конституцией РФ гражданам гарантируется защита их жизни и здоровья. "Поэтому наличие бездомных собак на территории города, которые могут покусать человека, недопустимо", — считает он.
Блувштейн утверждает, что необходимо защищать животных от жестокого обращения со стороны людей и защищать людей от негативного воздействия животных. Поэтому мотивация забирать животных с улиц направлена как на спасение животного, так и на то, чтобы обеспечить комфорт людям.
"Забирать животных с улиц необходимо, чтобы найти для них новых хозяев, спасти животное от попадания под колеса автомобиля, но кроме того, еще и потому что некоторые собаки кусаются, а некоторые тявкают, лают или создают какие-то другие беспокойства", — сказал Блувштейн.
По информации столичного комитета ветеринарии, бездомные животные могут быть переносчиками болезней, в том числе опасных для человека, среди которых бешенство. В Москве с начала года зарегистрировано 10 случаев бешенства, большинство из них — на территории Троицкого и Новомосковского округов. В трех случаях бешенство выявлено у собак, в одном — у кошки, в остальных случаях — у лис. Во всех случаях животные имели контакт с дикими зверями. В прошлом году в городе было зафиксировано 15 случаев бешенства, пять — у собак, один — у кота, девять приходятся на лис. В поселении Марушкинское в Новомосковском округе объявлен карантин до 24 сентября.
Кстати, в 2012 году Мособлдума приняла закон о безнадзорных животных, который дал областным властям полномочия по учету их численности, содержанию и стерилизации. В Московской области один из самых высоких показателей по заболеванию бешенством.
Что делать
Блувштейн уверен, что для решения проблемы бездомных животных в Москве необходимо продолжать следовать выбранному курсу, корректируя программу с учетом опыта, который накоплен за годы работы.
"Работа с владельцами, социально-экономический стимул разведения по спросу, борьба с жестокостью, серьезное наказание за оставления животного без попечения — все это в комплексе и называется программой. Мы очень надеемся, что гуманная политика Москвы не изменится, потому что она является примером для всей страны. Нужно продолжать программу, и тогда, я думаю, что мы сможем эффективно, оптимально и гуманно решать проблемы, связанные с животными на своей территории", — заключил Блувштейн.