Художественный руководитель "Театриума на Серпуховке" и представитель знаменитой цирковой династии Тереза Дурова когда-то решила поменять родной цирк на театр. В итоге в Москве появилась оригинальная площадка для детских и подростковых спектаклей и театрального фестиваля "Гаврош", который пройдет в этом году в седьмой раз. В беседе с РИА Новости Тереза Дурова рассказала, чем хорошая постановка для детей отличается от детсадовского обеда, почему мужчины рыдают на спектакле "Огниво" и о том, как сделать, чтобы театр для детей начал приносить прибыль. Беседовала Мария Ганиянц.
- В Москве много детских театров, в том числе тех, что существуют за счет господдержки, а хороших детских спектаклей — по пальцам перечесть. В чем причина?
— В российском социуме ребенок – не член общества, он непонятно кто. Он — как разменная монета. Вспомните детсадовский обед. В нем, с точки зрения медика и диетолога, все в порядке, баланс продуктов идеальный, но обед-то — не вкусный! Потому, что его не готовили как вкусную еду. Порой наши детские театры готовят вот такие детсадовские обеды.
Есть и еще одна причина: детскими театрами занимаются несколько типов людей. Те, кто не может не заниматься детскими постановками и кому это очень интересно, но не хватает профессионализма — они, как Пиросмани, наивны и просты. А есть увлеченные профессионалы, такие как "Театр Вкуса", где экспериментом руководит профессиональный человек. Есть, конечно же, и государственные театры. Но у них, как правило, существует глобальная проблема — подготовка актеров, режиссеров.
Я, если честно, не знаю мастеров-педагогов в театральных вузах, которые бы ставили со своими студентами детские спектакли. А ведь от артистов детского театра требуется совершенно другая подготовка, другое отношение к процессу. Когда у режиссера внутри нет ребенка, а есть сюсюкающее нечто, это страшно.
Не понимаю, когда мне говорят, что театру не хватает денег на постановки детских спектаклей. Мои западноевропейские коллеги считают, что государственные театры для детей, хоть и получают сравнительно небольшие деньги, живут как при коммунизме — в полном шоколаде. И при этом не несут должной ответственности за результат.
- Сколько стоит поставить полноценный детский спектакль?
— Могу отвечать только за свой театр. Хороший спектакль для большой сцены — с живой музыкой, красивыми костюмами — стоит не менее 8-10 миллионов рублей, а маленький будет стоить от 150 до 500 тысяч рублей.
- Какой бюджет "Театриума на Серпуховке"?
Порядка 8 миллионов рублей дает город на постановки новых детских спектаклей в сезон, остальное зарабатываем, хотя здание нам не принадлежит, и мы платим аренду. Есть люди, которые мне завидуют, и не зря.
- Поясните, пожалуйста.
— Нам повезло — у нас, в отличие от многих детских театров, есть большой зал на тысячу мест. Но сделать так, чтобы тысячник, рассчитанный на семейного зрителя, работал на 80%, очень сложно. Мы недавно говорили с Кириллом Серебренниковым, и он признался, что не до конца понимает, как мы это делаем. Мы "заманиваем" к себе зрителя исключительно высоким уровнем спектаклей и, конечно, ценами — у нас есть билеты и по 1000 — 2000 рублей, есть и по 70 рублей.
Кроме того, мы начинаем продавать билеты на спектакли (например, новогодние постановки) за полгода, и поэтому есть возможность пускать вырученные от продажи билетов средства на создание самих спектаклей. Правда, при этом нельзя ни отложить, ни перенести премьерные спектакли даже на день. Например, из 46 спектаклей, которые мы планируем отыграть на будущий Новый год, треть уже продана.
Кроме того, я всегда смотрю, сколько людей после спектакля идет вновь покупать билеты, и все, кто был у нас, так или иначе попадают в информационную базу театра. После подростковых спектаклей, таких как "Они поженились, и у них было много…", мы каждый раз устраиваем обсуждения. Эту прекрасную традицию "стырили" у европейских театров, которые очень любят поговорить со своим зрителем.
- Вы могли бы обойтись без господдержки?
— Если бы мы были не репертуарным театром, а работали бы по принципу Stage Entertainment, играя одну постановку целый год, то могли бы обойтись и без господдержки, но для нас это скучно. Мы всегда репетируем по два-три спектакля одновременно. Хотя места не хватает, и мы мечтаем еще об одной площадке.
- Какая у вас аудитория?
— У нас несколько направлений: для самых маленьких, для младших школьников, для подростков и взрослого зрителя. Еще я люблю ставить для мужчин и учителей. Мужчины не любят ходить на детские спектакли, при этом именно они очень хорошая лакмусовая бумажка. Если папы приходят – значит, спектакль стоящий. Кроме того, все наши последние постановки — про сильных мужчин, и это папам нравится, и детям тоже. В спектакле "Огниво" есть красивая ария со словами "Какой мучительный процесс — из дочерей растить принцесс", и папы, когда идет спектакль, просто рыдают.
- Чем отличаются наш театр и европейский?
— В Европе театров для детей со своим зданием почти нет. В основном это маленькие театры, типа нашей "Тени", и они очень ответственные, так как живут не на зарплату, а на то, что заработают. И они возят свои спектакли по разным городам. Исключение, пожалуй, составляют лишь городские театры Германии. У многих детских театров в этой стране есть свой дом. Более того, в Германии театр встроен в образовательную систему, и там спектакли ставятся с учетом аудитории, существует программа, которая стимулирует школьников ходить в театр. Например, приходит драматург в школу, беседует со школьниками, потом пишет пьесу, ее ставят в театре, а школьная программа уже структурируется таким образом, чтобы обсудить постановку.
- Какие темы волнуют сейчас европейский детский театр?
Наши коллеги в Европе сейчас настроены на то, чтобы показывать детям классику. Например, на "Гаврош" мы привозим "Бурю" Шекспира в постановке голландской труппы. Сами тоже стараемся не отставать. Во время фестиваля состоится премьера нашего спектакля "Маленький принц" Экзюпери, адаптированного для малышей.
- Чем интересен нидерландский театр?
Он очень пластичный, он вырос из современного танца, поэтому будет много спектаклей на стыке драмы и танца. Мы пригласили шоу перкуссионистов-эксцентриков "Братья по коробке", оно интересно зрителям любого возраста. Маленьким понравится представление "Руки вверх!", где артист только с помощью рук и минимального реквизита покажет несколько историй. Благодаря голландскому театру ребята узнают о биографии и картинах Винсента Ван Гога. Изюминкой станет спектакль "Дом" — он пройдет не на сцене, а в специальном вагончике на стоянке театра, и публика будет заглядывать в этот вагончик с улицы. И вообще в Москву можно привозить что угодно – столичный зритель благодарно всеяден, если качество хорошее. Например, по опыту прошлых фестивалей могу сказать, что публике понравились и постановки для детей о смерти родителей, и спектакль про зайчика-дауна.
- Каков бюджет "Гавроша"?
— Совокупный бюджет фестиваля 10-11 миллионов рублей, но нас финансирует и Департамент культуры города Москвы, и Министерство культуры, и посольство Королевства Нидерланды, и голландские фонды, и фонд Ельцина, ну и, естественно, свои деньги мы вкладываем тоже.
- Нужен ли стране российский фестиваль детских театров, наподобие "Золотой Маски"?
— Непременно!!! Но сначала неплохо было бы объединиться всем детским российским театрам и выработать общую программу. Много лет назад я такой клич бросила, но воз и ныне там.