"Нейтральная фигура", "с задатками реформатора", "очень хорошо знает технологию ЕГЭ" — так характеризовали эксперты нового руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, информация о назначении которого появилась в СМИ в начале августа. После официального вступления в должность Сергей Кравцов рассказал в интервью РИА Новости о планах работы ведомства.
— Сергей Сергеевич, как только появилась информация о вашем назначении, в СМИ было высказано мнение, что на эту должность нужен человек из силовых структур, что, если ужесточить наказания за злоупотребления на ЕГЭ, проблем не будет. Вы готовы к работе в таком амплуа?
— На мой взгляд, одними наказаниями проблему не решить, и свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы направить силы на совершенствование системы.
Контрольно-измерительные материалы соответствуют школьным программам: учись, сдавай ЕГЭ, поступай в вуз! И наша задача — повысить доверие к результатам ЕГЭ, к процедуре его проведения. Ведь единый государственный экзамен уже многое изменил в нашей жизни — сегодня каждый выпускник школы, если он хорошо знает предмет, может его честно сдать, получить соответствующий результат и поступить в выбранный вуз страны.
— В этом году кампания по проведению ЕГЭ оказалась едва ли не самой тяжелой за прошедшие годы — по масштабу утечек побиты все рекорды. Что планируете делать, чтобы подобное не повторилось?
— Будут приняты существенные меры по совершенствованию технологии проведения ЕГЭ, обеспечению информационной безопасности. Комплекс этих мер сейчас дорабатывается с учетом рекомендаций экспертов, в том числе Общественной палаты, в ближайшее время будем говорить о нем подробнее.
Спектр возможных решений очень широк, пока могу обозначить лишь некоторые из них. Например, необходимо создать институт федеральных наблюдателей, которых мы будем направлять в некоторые пункты проведения ЕГЭ. Особое внимание — к тем из них, где возникали проблемы в этом году, и к пунктам в труднодоступных районах. Планируется внедрение процедуры аккредитации пунктов, установка там видеокамер. Думаю, в некоторых регионах число пунктов необоснованно увеличено, что снижает уровень информационной безопасности ЕГЭ в целом. Но надо иметь в виду, что всех деталей новшеств, касающихся безопасности экзамена, мы раскрыть не можем.
Что касается утечек до экзамена части вариантов "боевых" КИМов в этом году, то соответствующие органы продолжают вести работу, о результатах которой пока рано говорить, и мы продолжим разбираться, по чьей вине это произошло. Одно могу сказать точно: виновные будут наказаны.
— После вашего назначения появилась информация о плагиате в вашей докторской диссертации. Как вы это прокомментируете?
— Ради интереса я сам попросил проверить свою диссертацию в системе "Антиплагиат". Есть заимствования, но из моей диссертации — в работах, авторы которых защитились позднее. По-другому и быть не могло.
— Давно вы занимаетесь наукой?
Коллеги по научному миру рекомендуют подавать в суд, но я воздерживаюсь. Сейчас много другой работы.
— Тогда в продолжение первого вопроса. Рособрнадзор занимается не только проведением ЕГЭ. Какие еще задачи стоят перед ведомством?
— Главная задача — контроль за обеспечением конституционных прав граждан на образование. Рособрнадзор должен оперативно выявлять нарушения этих прав и их устранять. Это касается любых уровней образования, а также защиты детства — в перечень наших полномочий входит надзор за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это одно из ключевых направлений.
— Слово "Рособрнадзор" ассоциируется со всевозможными проверками, им пугают не только школьников, списывающих на ЕГЭ, но и ректоров, директоров школ. Им чего ждать?
— Мы не собираемся никого пугать. Надо просто понимать, что важно работать, не нарушая действующего законодательства. У Рособрнадзора есть функция контроля и надзора за работой образовательных учреждений, региональных и муниципальных систем образования. Но целью контрольных и надзорных мероприятий не должны быть только "грозные" предписания.
Например, если комиссия проверяет школу, то ее задача — не просто указать, что в этой школе плохо, но и подсказать, что нужно сделать, чтобы стало хорошо. Не только порицать и наказывать, а способствовать развитию. В состав школьных инспекций должны входить лучшие директора школ, которые добились результатов в своей работе и действительно могут дать коллегам разумные советы. Такие проверки могут проводиться не только раз в пять лет, а по мере необходимости — в зависимости от того, в каком состоянии находится образовательное учреждение и в какой мере выполняются рекомендации по совершенствованию его деятельности. Здесь важна самооценка школы — насколько она совпадает с оценкой проверяющих органов.
— А если говорить о вузах? Сейчас начинается второй общероссийский мониторинг, все ждут его результатов. Почему получается так, что признаки неэффективности обнаруживаются у вузов, которым Рособрнадзор дал государственную аккредитацию?
— Аккредитационные процедуры и мониторинг пока что проходят как бы в разных плоскостях — их нужно синхронизировать, и это еще одна задача, которую мы будем решать. Для этого появляются новые возможности — в соответствии с новым законом "Об образовании", мы переходим от аккредитации учреждений к аккредитации программ.
Рособрнадзор будет опираться на различные механизмы контроля качества образования, в том числе общественную и профессионально-общественную аккредитацию программ — две новые разновидности аккредитации, появившиеся в законе "Об образовании". Речь идет об общественном признании и аккредитации, которую проводят профессиональные сообщества, прежде всего сообщества работодателей. С ними мы планируем тесно сотрудничать.
— Как вы планируете выстраивать работу с журналистами?
— Будем общаться. Все наши шаги мы планируем детально разъяснять и профессиональной, и широкой общественности. Рособрнадзор будет максимально открытой структурой.
Материал подготовил Борис Старцев