БОСТОН, 14 авг — РИА Новости, Лариса Саенко. Казалось, судьба улыбнулась этим симпатичным девятнадцатилетним парням и впереди их, бакалавров с американским дипломом, ждет светлое будущее на родине в Казахстане. Но сейчас они сидят в одиночных камерах бостонского изолятора, и предъявленное им во вторник обвинение "тянет" на 25 лет заключения, если брать по максимальной строгости. По версии прокуратуры, Азамат Тажаяков и Диас Кадырбаев пытались убрать улики из комнаты их товарища Джохара Царнаева, одного из предполагаемых исполнителей бостонского теракта.
Добрые, отзывчивые и абсолютно ни в чем не виновные, им просто не повезло сойтись с Джохаром Царнаевым, что само по себе вовсе не преступно — так считают родные Азамата и Диаса, которые теперь говорят, что уповают лишь на американское правосудие.
ФБР поставило гриф "секретно"
Родные Тажаякова из города Атырау почти в полном составе приехали выручать Азамата. Отец семейства Амир Исмагулов — городской депутат, возглавляющий нефте-газовую компанию "Абылайхан групп".
"Парень сидит просто так, ни за что. Я такого бы и врагу не пожелал — чтобы сын сидел, и тем более ни за что", — сказал Исмагулов.
"Следующим ходатайством защиты будет прошение о переводе рассмотрения дела в другой штат. Я не думаю, что в этом городе люди могут быть беспристрастны к моему сыну. Дело не в том, что мы не доверяем бостонцам. Но здесь пострадало очень много людей, сформировано общественное мнение. А по американским законам присяжные не должны иметь никакого мнения априори", — сказал РИА Новости Амир Исмагулов.
Более того, он намерен предать огласке нарушения, допущенные агентами ФБР при аресте и допросах его сына, полагая, что дело получит иной оборот. Однако пока ему мешает тайна неразглашения.
"Мы не можем говорить о деле…Мы хотим, чтобы дело рассекретили. Почему оно засекречено? Если выбросили сумку, то в чем тут секрет — он ведь не сверхсекретные технологии продал. Мы хотим рассказать обо всех нарушениях ФБР американскому народу", — заверил в интервью отец арестованного.
Недолгое судебное заседание во вторник было прервано лишь однажды — годовалая сестра Тажаякова Альмира сползла с родительских рук и пробралась в судейскую половину. Судья тут же пресекла нарушительницу порядка, которую старшая сестра вынесла на руках из зала. Как и все члены семьи, Альмира тоже ходит по пятницам в следственный изолятор, где целует брата через стекло.
Молитвы за себя и за других
Адвокаты казахстанских студентов пока не раскрывают карты защиты. "Оставьте что-нибудь для суда", — отшучивался адвокат Роберт Стал от журналистов, спрашивающих, почему студенты отрицают вину, когда в материалах следствия фигурируют показания Тажаякова и Кадырбаева о том, как они выносили компьютер, рюкзак, а также фейерверки и вазелин, использованные, по версии ФБР, для начинки скороварок.
Он приехал, чтобы поддержать Диаса, который рассчитывает на оправдание. "Он держится спокойно, я ему сказал — "я всегда с тобой", — говорит Мурат.
По словам Мурата, тройку — Джохара Царнаева, Азамата Тажаякова и Диаса Кадырбаева — свело лишь то, что в небольшом студгородке они были выходцами с постсоветского пространства, ровесниками и говорили по-русски.
"Эта семья молится за жертв теракта и тех, чьи судьбы были жестоко искалечены. И одновременно молится за своего невинного сына-студента, она верит, что демократическая американская система правосудия сработает и суд будет справедливым, несмотря на общественный резонанс", — сказал адвокат Кадырбаева Роберт Стал.
Обращаясь к толпе американских журналистов, Мурат первым делом выразил свое соболезнование семьям погибших и раненых на финише Бостонского марафона 15 апреля.
Один фигурант отпал
Предполагается, что дело казахстанских студентов в Бостоне будет рассматривать Дуглас Вудлок, выдвинутый на должность федерального судьи еще Рональдом Рейганом. Он известен главным образом тем, что в 2008 году временным распоряжением запретил четверым студентам Массачусетского института технологий предать огласке выявленные ими недостатки электронной билетной системы метро, позволяющие пользоваться транспортом бесплатно.
Решение Вудлока вызвало шквал критики и было расценено как ущемление права на свободу слова. Негативная общественная реакция на судебное постановление привело к тому, что Вудлок не продлил решение по истечении срока действия.
Несколько десятков журналистов присутствовали на слушаниях в Бостонском федеральном суде — здании, выстроенном в стиле модерн со стеклянной стеной, открывающей живописный вид на реку Чарлс, разделяющую Бостон и Кембридж. Убийство полицейского, охранявшего в Кембридже студенческий городок Массачусетского института технологий, положило начало гонке полиции по следам преступников, завершившейся гибелью Тамерлана Царнаева и поимкой Джохара Царнаева.