Наталия Григорьева
Фестиваль искусств Fringe в этом году проходит в шотландском Эдинбурге со 2 по 26 августа. Как и полагается, на три недели город превращается в театральную площадку: актеры, акробаты, музыканты и комедианты, профессионалы и любители, используют для выступлений каждый свободный уголок - от больших залов до крошечных пабов. О самых интересных уличных выступлениях и серьезных театральных постановках - в репортажах проекта Weekend.
Помимо драматических спектаклей и комедийных представлений, в программе Fringe можно отыскать, к примеру, немало шоу в жанре физического театра, где движения превалируют над словами, будь то пантомима, клоунада, танец. В "Эхолалии" (Echolalia), спектакле новозеландской компании Kallo Collective, всего понемногу. Начнем с названия: эхолалия - так называется неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи, которое иногда встречается у аутистов. Джен МакАртур играет Эхо, девушку с синдромом Аспергера. Ее жизнь подчинена строгим правилам и проходит под ритмичный счет от одного до восьми: протереть пыль, расчесать волосы, свернуть покрывало, приготовить кофе, позвонить Саре - вот он, самый сложный пункт в прикрепленном к стене списке дел. Трубка падает из рук, голос дрожит - актриса смущенно смотрит в зал, приподнимая нарисованные брови, как бы извиняясь, снова считает до восьми, вновь и вновь переделывая привычные дела и танцем, в котором контемпорари сочетается с клоунадой, показывая, как не просто ей дается такая простая вещь, как телефонный разговор. Или собеседование - чтобы устроиться на работу, придется пройти и через это. Изучив пособие по успешному ведению беседы - спросить имя, не говорить про лишний вес - МакАртур тренируется на зрителях, действуя по правилам, высчитывая, сколько времени нужно смотреть на собеседника, а сколько - в сторону, расспрашивая людей об их профессии и пытаясь рассказать о себе. Выходит не всегда, неловкие вопросы то и дело вырываются из уст Эхо. Неожиданно одним из зрителей-собеседников оказывается психиатр - интерес специалистов к представлению понятен, тем более что и сама Джен МакАртур в качестве подготовки работала с детьми, страдающими синдромом Аспергера. И сумела уловить и показать то, что не видно - как мучительно трудно, до крика, даются самые элементарные вещи, ежедневная рутина, как невыносим любой беспорядок и как отчаянно хочется преодолеть себя - еще одного зрителя МакАртур просит раскрошить печенье, наблюдая за процессом с ужасом и, кажется, почти физической болью. Вся эта довольно забавная буффонада с катанием на стуле и танцем с пылесосом в кульминационный момент вдруг становится пронзительной и отчаянной: нужно выйти на улицу, но дверная ручка как будто бьет током, а от шума машин и разговоров хочется заткнуть уши, включить радио и досчитать до восьми. А потом все-таки одним рывком удается прорвать бумажную дверь - почему Эхо наконец преодолевает себя, не совсем ясно и все-таки остается в области невидимых переживаний, но в какой-то степени понятных каждому.
Echolalia Teaser from Kallo Collective on Vimeo.
Несколько дней назад я рассказывала о представлении Footlights, театральной труппы Кэмбриджа. А еще раньше о том, как пропустила одно из их выступлений, потому что ошиблась дверью. Но настойчивости мне не занимать - отправляюсь-таки смотреть это шоу, тщательно проверив время и место, прочитав все указатели и на всякий случай переспросив на входе. Итак, помимо основной программы - речь об упомянутой ранее "Канаде" - Footlights в рамках фестиваля устраивают ежедневные бесплатные выступления. В течение одного часа к микрофону в центре маленькой комнаты, украшенной разной формы абажурами на потолке и заполненной людьми, некоторым из которых пришлось стоять, выходят студенты и выпускники, каждый с коротким стендап-номером. Брайан, изучавший математику, негодует по поводу использования научных фактов в рекламе энергетического напитка и доказывает несостоятельность слогана, разбирая состав и объясняя, как работает кофеин и что сахар и калории и есть энергия. "Никакого сахара, только энергия. Всего 8 калорий" должно, таким образом, звучать весьма противоречиво - "Никакой энергии, только энергия, очень мало энергии". Он же предлагает способ, благодаря которому просмотр рекламы может стать веселым и увлекательным занятием: нужно всего лишь добавлять каждому слогану фразу "Когда вы меньше всего ожидаете" - не буду приводить примеров, дабы ничего не рекламировать, но советую попробовать. Следующий участник программы заявляет, что лучше всех обнимается - подтвердить или опровергнуть этот тезис предстоит "добровольцу" из первого ряда. А единственная девушка-участница, Зои, не только шутит, но еще и рисует. Например, огуречного Бенедикта Камбербэтча - Benedict Cucumberbatch (от-английского "cucumber" - огурец).
![]( http://weekend.ria.ru/images/83787/16/837871648.jpg?840)
Cцена из спектакля "Ливни со шквалистым ветром", фестиваль искусств Fringe в Эдинбурге
Неоднократно в течение последних дней, приходя на то или иное представление, я слышала в очереди разговоры о спектакле "Ливни со шквалистым ветром" (Squally Showers) - отзывы, надо сказать, были исключительно положительными. Что ж, грех не посмотреть. Создатели спектакля, театральная компания The LittleBulp Theatre, перенесли действие в Британию середины 80-х в офис телевизионной компании. После внезапной смерти ведущей прогноза погоды ее место занимает новая девушка, а мы видим события до и после трагического случая. Какой-либо поддающийся описанию сюжет отсутствует, да он и не нужен - это спектакль о духе времени и о его символах. Актеры носят парики и даже маски - особенно прекрасен единорог с крыльями - говорят с напускным драматизмом, заламывают руки, курят, поджигая сигареты невидимым огнем. За сценой звучат поп-мелодии, под потолком кружит диско-шар, специальные машины разбрасывают мыльные пузыри, все блестит и сверкает в стиле диско. Среди персонажей: манерная начальница с любимой фразой "А теперь вон из моего офиса", секретарша с нервным смехом, амбициозные стажеры и неуверенный менеджер, а также новая ведущая прогноза погоды - передачи, позволяющей заглянуть в будущее. Во время ее выходов происходящее на сцене походит на сюрреалистический танец, в котором в прямом смысле смешиваются кони и люди, а еще инопланетянин - один из героев, оказывается, пишет научно-фантастический роман о встрече с пришельцами. Телевидение здесь становится сказочным миром, где все преувеличено и значимо - время телевизионного бума и правления Маргарет Тэтчер, которая появляется в спектакле, чтобы картинно возлечь на расстеленный по полу ковер в форме Великобритании. "Ливни со шквалистым ветром", то ли абсурдностью визуального ряда, то ли временем действия, то ли париками, невольно напоминает серию скетчей из "Шоу Фрая и Лори", пародирующую популярные в 80-х в Британии мыльные оперы про влиятельных бизнесменов и прочих сильных мира сего. Персонажи Фрая и Лори много пили, курили, ругались с таким же, как и в спектакле, драматизмом рассуждая о бизнесе и личной жизни, разве что без диско-шара. Но какие 80-е без диско-шара?
Читайте также: