Фестиваль искусств Fringe в этом году проходит в шотландском Эдинбурге со 2 по 26 августа. Как и полагается, на три недели город превращается в театральную площадку: актеры, акробаты, музыканты и комедианты, профессионалы и любители, используют для выступлений каждый свободный уголок - от больших залов до крошечных пабов. О самых интересных уличных выступлениях и серьезных театральных постановках - в репортажах проекта Weekend.
Наталия Григорьева
"Как корабль назовешь, так он поплывет" - эта поговорка как нельзя лучше объясняет множество весьма странных, на первый взгляд, спектаклей на Fringe. Начинающих артисты идут на все для привлечения внимания, и действительно, увидев одни только названия - например, "Анджелина Джоли трогала соседскую козу", - хочется сразу же посетить их, из любопытства. Уверена, что отчасти по этой же причине спектакль "Бэнкси: Комната в слоне" (Banksy: The Room in the Elephant) собирает на фестивале полные залы. Любое упоминание Бэнкси, скрывающего лицо и имя британского уличного художника, вызывает нездоровый ажиотаж - а вдруг в этот раз мы наконец узнаем всю правду. Впрочем, в случае со спектаклем, поставленным режиссером Эммой Калландер по пьесе Тома Уэнрайта, есть еще один фактор - история. "Никому не нужна правда, всем нужны истории", - заявляет в самом начале шоу актер и исполнитель главной и единственной роли Гари Бидл (Gary Beadle).
Он, одетый в гавайскую рубашку, потертые джинсы и с массивной "хип-хоп"-подвеской на шее, сидит на стуле перед камерой и рассказывает. О том, как скитался по улицам Лос-Анджелеса и мечтал стать актером, как ходил на кастинги, чтобы стать новым Томом Хэнксом, а в результате получил предложение сняться в фильме "для взрослых", как шел, не останавливаясь, пока не увидел огромную, пустую, никому не нужную цистерну для воды - она стала для героя домом на целых 7 лет, домом с самодельным электричеством, с отоплением и телевизором. Пока однажды не появился Бэнкси, которому цистерна по форме напомнила слона, и он так и написал на внешней стороне этого дома - "Это немного похоже на слона" (This looks a bit like an elephant), в мгновение ока превратив чье-то жилище в произведение искусства, отошедшее в собственность вовремя подсуетившейся галереи. О том, что было после, можно прочитать в газетах - все напоминает о том, что мы здесь не ради правды. А ради человека на сцене, выросшего под надписью "Голливуд" и одержимого кино - вот и этот моноспектакль выстроен по всем законам, со странным главным героем, выдумавшим себе имя и беседующим с крысой, с песнями Massive Attack и Portishead в качестве саундтрека, с трагической кульминацией и финалом, предполагающим катарсис. Подвижными, шумный, с выпученными глазами и широченной улыбкой, персонаж Гари Бидла угадывает ожидания публики: "Я знаю, что вы все пришли сюда не для того, чтобы узнать обо мне, а чтобы узнать о Бэнкси" - имя и цвет глаз художника так и останутся тайной, зато выяснится кое-что более важное. И бог с ней, с анонимностью - так можно, к примеру, воображать, что кто угодно в зале может оказаться Бэнкси.
Но вернемся к началу, туда, где речь идет о названиях спектаклей и их влиянии на выбор зрителей. Признаюсь, шоу "Мой сын не человек дождя" я выбрала из любопытства, только взглянув на флайер. На самом же деле комик Джон Уилльямс назвал свое представление так не случайно - он отец мальчика-аутиста, которого воспитывает и о котором рассказывает на страницах своего блога. Артист - великан с детским лицом - начинает выступление с того, что просит зрителей поделиться своими детскими мечтами (теперь мы знаем, кто в зале хотел быть ветеринаром, а кто полицейским), в ответ делится своей историей, которая началась 11 лет назад, с рождением Фина. Рассказ о том, как порой непросто воспитывать особенного ребенка, который любит ругаться, кусаться, у которого нет представления о времени и о том, как устроен наш мир, которого отчислили уже из доброго десятка школ, выходит смешным и трогательным. Уилльямс говорит о том, что у его сына нет какой-либо супер силы, вроде умения считать рассыпавшиеся спички, что его поведение и его реакции, по правде говоря, могут раздражать и утомлять, что он, как отец, злится на врачей, которые не могут вылечить, и благодарен судьбе за то, что Фин, единственный и неповторимый, есть в его жизни. Этот ироничный здоровяк смешит публику рассказом о дискотеке в специальной школе, с астматиком, отвечающим за машину с дымом, с аутистом на фейсконтроле, с танцующим нижний брейк эпилептиком. И тут же достает из кармана кусок синего пластилина и потрепанное письмо, написанное Фином во время его путешествия с мамой: "Папочка, я буду по тебе скучать. Очень люблю, Фин". Зрители утирают слезы, а Джон тем временем сообщает, что чуть позже Фин внес некоторые изменения в текст письма, снабдив обращение к папе емким и непечатным эпитетом, да еще и весьма точно проиллюстрировав это.
Еще немного драмы - спектакль "Чок Фарм" (Chalk Farm), вдохновлённый лондонскими беспорядками 2011 года. Действие происходит на сцене, заставленной мониторами, на которых мелькают то серые пейзажи спальных районов Лондона, то полыхающие автомобили. Мать и сын вдвоем в квартире в районе Чок Фарм. Они любят подолгу смотреть в окно, представляя, что присматривают за Лондоном. Она готовит ему ланч и кладет его в коробку с Бэтманом, он придумывает название для них, для защитников города - бэт-ангелы (смесь Бэтмана с ангелом). Сын вырастает - еще не мужчина, но уже и не тот, кто носит еду в коробке с Бэтменом. Она все делала правильно, но он все равно спешит туда, где у каждого в руках кирпич, летящий в витрину, оставляя мать наедине с болью, страхом и гневом, в городе, где непреодолимой может быть пропасть даже между людьми, живущими на одной улице. Через обрывистые диалоги и монологи вырисовывается портреты двух героев: сына-подростка, который хочет быть частью истории, и матери, которая не хочет, чтобы с ним что-то случилось. Простая, но тонко выписанная драма в исполнении Томаса Денниса и Джулии Тедвин, которая, вместе с драматургом Кираном Херли, является еще и автором пьесы.
Напоследок хотелось бы поделиться не то наблюдением, не то советом с высоты пяти проведенных на Fringe дней. Если все, намеченное на день, просмотрено, а вечер только начинается, стоит рискнуть и обязательно посетить незапланированное шоу. Тем более, что на каждого приезжающего в Эдинбург на Fringe гостя приходится, кажется, по одному профессиональному комику, а афиши, которыми в городе заклеено каждое свободное место, пестрят известными и не очень именами. В случае с британскими артистами комедийного жанра количество давно перешло в качество, все остальные не отстают. Так что можно смело выбирать представление наугад, решиться заглянуть на шоу с одного из скопившихся в карманах флайеров, принять приглашение разодетых артистов, зазывающих людей с улицы на свои спектакли. Или же просто пойти на бесплатное шоу на ближайшей площадке. Двухчасовой стендап-марафон в пабе - разве можно провести вечер лучше?
Читайте также: