МОСКВА, 12 авг — РИА Новости. Участие в строительстве новых энергоблоков АЭС "Бушер" в Иране в целом для России является позитивным и перспективным проектом, при реализации которого не должно возникнуть препятствий со стороны МАГАТЭ, однако действующие санкции в отношении Тегерана могут создать для Москвы сложности в получении быстрой финансовой выгоды, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Строить электростанцию начали еще в 1975 году при участии ФРГ. Через несколько лет Германия присоединилась к санкциям США против Ирана, и сооружение АЭС было прекращено. В 1992 году Россия и Иран договорились о продолжении строительства. Как свидетельствует сайт Росатома, первый энергоблок АЭС уже вышел на полную рабочую мощность. По словам представителя Росатома, сейчас главным приоритетом является сдача первого блока в эксплуатацию.
Борьба за влияние
"Этот договор (о строительстве новых энергоблоков) готовился давно, еще, по-моему, пару лет назад такая информация приходила от иранской и российской сторон. Выбор российских компаний — естественный выбор, поскольку мы (Россия) достроили (первый энергоблок) АЭС в "Бушере", — отмечает старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников.
Поэтому эксперты в целом положительно оценивают возможность расширения промышленного присутствия России в Иране. "В принципе, эта идея хорошая. Это очень важное направление сотрудничества с Ираном. Может быть, одно из главных, наряду с военно-техническим сотрудничеством", — считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Владимир Сажин.
"Атомная энергетика у нас развивается, это положительный момент. И это не единственная страна, в которой мы собираемся что-то строить", — уточняет старший научный сотрудник Института международной экономики и международных отношений РАН, эксперт (РСМД) Виктор Надеин-Раевский. Россия уже имеет договоренность о совместном строительстве АЭС в Турции, Китае, Индии, Украине и Белоруссии.
У Ирана есть финансовые сложности
Несмотря на все преимущества для России, эксперты предупреждают и о проблемах, которые могут возникнуть в случае договоренности о строительстве новых энергоблоков. По мнению Сажина, сейчас не самое лучшее время для экономического взаимодействия с Ираном.
Главным образом, потому, что, по словам эксперта, "Тегеран сейчас находится в очень сложном финансовом положении: он недополучает от 40 до 50 миллиардов долларов в год за непродажу части своей нефти в результате санкций". "Начинать очень серьезное по капиталовложению мероприятие, мне кажется, сейчас просто не время", — считает Сажин.
Но дело, по словам эксперта, не только в отсутствии средств на расширение АЭС. В 2012 году банковская система SWIFT прекратила работу с иранскими банками, в результате международные банковские операции с Ираном стали невозможны. "Даже если Иран найдет деньги, как они эти деньги будут переправлять официально? Многие страны сейчас задолжали Ирану, например, Индия, Китай, и они не могут перевести эти деньги в Иран обычным способом".
С МАГАТЭ проблем не будет
У Запада, уверен Сотников, возникнет предсказуемый вопрос: "А насколько Иран будет прозрачен в отношении своей ядерной программы?". США подозревают Иран в намерении создать ядерное оружие и на этом основании добиваются ужесточения режима санкций ООН, а также ужесточают собственные санкции, принятые в одностороннем порядке.
Тем не менее, по мнению экспертов, с МАГАТЭ у России и Ирана при новом строительстве никаких проблем, скорее всего, не возникнет. "Россия будет выполнять договоры, которые существуют в рамках МАГАТЭ", — уверен Сотников.
Надеин-Раевский поясняет: дело в том, что использовать топливо из уже построенного первого блока "Бушера" для создания ядерного оружия технически невозможно. "Российская сторона использовала в "Бушере" такой тип реактора, который не позволяет технически скопить ядерные материалы, он не подходит для создания ядерного оружия", — уверяет эксперт.
Сажин уточняет: из так называемых легководных реакторов в "Бушере" получить топливо для оружия теоретически возможно, однако это "очень дорого и неоправданно, это могут, пожалуй, только США и Россия". "Даже мы (РФ) этого не делаем, это очень сложно, дорого — овчинка выделки не стоит. Думаю, Иран не способен использовать эти реакторы на легкой воде в военных целях", — объясняет эксперт.
В любом случае, какой тип реактора может быть на новом энергоблоке иранской АЭС, пока не сообщается.