МОСКВА, 12 авг — РИА Новости, Ирина Иванова, Иванна Боровец. Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) называют основной стройкой Московской области, одним из самых амбициозных проектов. Региональные власти пообещали, что при строительстве имеющей первостепенное значение для региона трассы уникальные места и социальные объекты в области останутся нетронутыми. Что получит, чего рискует лишиться Подмосковье из-за "стройки века", и каких ошибок нельзя допустить, рассказали опрошенные РИА Новости эксперты.
Главные новости Московской области на портале "В Подмосковье" >>
По оценкам экспертов, у ЦКАД потенциально есть два варианта развития: как изолированная дорога — для отвода трафика и решения транспортных проблем Москвы и области, или как дорога "регионального развития", которая при всех своих плюсах может привлечь в Подмосковье еще больше транспорта. Однако при любом раскладе ввод даже небольшого участка ЦКАД позволит улучшить дорожную ситуацию в целом.
"Транзитное" спасение региона
Строительство ЦКАД должно, согласно планам, разгрузить прилегающие трассы и в целом облегчить дорожную ситуацию в Московском регионе, а проблем в области остается немало. В частности, как отмечают эксперты, с тех пор как был введен запрет въезда грузовиков на МКАД, проблема транзитного транспорта так и не решилась, а просто "обрела новое место".
"Та мера, согласно которой грузовой транспорт не может пользоваться МКАД в дневное время, отягощает ситуацию в области, и поэтому проблема, существовавшая в Москве, просто перекочевала в область. Эти проблемы возникают от нашей жуткой дорожной бедности, получается некое перетягивание каната. Появление хорошей, современной дороги, безусловно, улучшит ситуацию", — считает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
"Если власти выберут вариант строительства дороги регионального развития, если там появится много грузовых терминалов, тогда придет еще больше грузового трафика в ближние окрестности Москвы (а с точки зрения бизнеса это вполне разумно), то транспортная ситуация намного не улучшится. Если же эту дорогу делать полностью транзитной, то есть для улучшения ситуации на МКАД и всей московской периферии, то мы очень здорово выиграем", — подчеркнул он.
Врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев ранее заявлял, что согласен с недопустимостью возведения торговых центров в непосредственной близости у Центральной кольцевой автодороги. Он отметил, что не стоит повторять подобной ошибки, "иначе опять будут заторы". Власти обещают, что пропускная способность ЦКАД составит 70-80 тысяч автомобилей, причем, в основном, транзитных.
Кроме того, эксперты сходятся во мнении, что ЦКАД поможет решить проблему заторов в Московском регионе, возникающих из-за железнодорожных переездов.
"Ситуация на малой бетонке критическая, она такая уже много лет. Особенно остра проблема переездов, где машины могут стоять часами. Ситуация традиционно ухудшается по пятницам и воскресеньям. Летом ситуация немного улучшается, но уже с 20 августа загруженность значительно увеличится", — уверен руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
Блинкин также считает, что главная проблема нынешней "бетонки" — железнодорожные переезды, а вовсе не качество дорожного полотна.
"Ведь чем лучше начинает работать железнодорожная система (а это замечательно, что она начала лучше работать), тем автомобилисты ждут дольше на переездах. Время ожидания достигает часа, иногда больше. Любая эстакада, даже если это еще не будет полностью построенная ЦКАД, уже даст какое-то облегчение", — пояснил он.
Земля и экология
При строительстве новой дороги традиционно возникают "вопросы земли". По мнению экспертов, эта тема, скорее всего, затронет и ЦКАД. И тогда властям придется принимать непростые решения, находить компромиссы и правильно расставлять приоритеты.
"Основные проблемы, которые возникнут при строительстве ЦКАД, это выкуп земли и вопрос прохождения дороги через зеленые насаждения", — считает Шумский.
Руководитель экспертного центра Probok.net уверен, что там, где пройдет ЦКАД, вполне могут располагаться участки, принадлежащие частным лицам. Кроме того, могут найтись и хитроумные предприниматели, которые намеренно скупили землю на этих территориях с целью получить компенсации, и "такие случаи часто встречаются", пояснил он.
"Если стоит вопрос выкупа земли у жителей, то, на мой взгляд, нужно не скупиться на компенсации. Очень показательна ситуация со строительством метрополитена в районе Жулебино. Получилось так, что Москва потеряла целый год, потому что не смогла снести один домик, в котором зарегистрировалось безумное количество людей! Они все требовали себе по квартире; это, конечно, требовало больших денег. Оказалось, что это была хибарка. И Москва со своими огромными ресурсами — административными, судебными, потеряла год", — рассказал Шумский.
По его мнению, чтобы избежать подобных ситуаций при строительстве ЦКАД потребуется грамотное, даже ручное управление. Должны подключаться общественные организации. Сейчас Подмосковье собрало неплохую команду общественных организаций, которые готовы это обсуждать. Привлечение общественников необходимо и для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций с точки зрения экологии. Ведь в Подмосковье довольно трудно построить дорогу не через лес.
"Не должно получиться так, как в случае строительства трассы через Химкинский лес, которое было приостановлено на целый год. Что касается зеленых насаждений, то, скорее всего, появятся такие же, как в случае с Химкинским лесом, защитники лесных массивов. Но, к сожалению, на пути дороги будут встречаться либо дачи, либо лес. Во всем мире дороги строят через лес, и ничего страшного не происходит", — считает Шумский.
Вопрос экологии остается актуальным, поскольку дорогу не планируется прокладывать через города. Она минует крупные населенные пункты, и лес обойти будет вряд ли возможно. Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов уверен, что экология Подмосковья все же пострадает, так как увеличится трафик большегрузного транспорта. При этом эксперт сомневается в том, что общественным организациям каким-то образом удастся повлиять на строительство трассы.
Однако власти региона, в свою очередь, обещают даже оснастить центральную кольцевую автомобильную дорогу специальными туннелями, чтобы ее могли переходить звери. По словам главы Московской области, это делается для того, чтобы животный мир региона как раз не пострадал при эксплуатации этой автомагистрали.
Кроме того, ранее Воробьев обещал, что проект ЦКАД в районе подмосковных Бронниц будет изменен, чтобы не допустить вырубки уникального реликтового леса и сноса детского сада и школы. Он отметил, что дорога имеет первостепенное значение для региона, но "уникальные места и социальные объекты должны остаться нетронутыми" и власти найдут решения, чтобы сохранить экологию и социальные учреждения.
И все же разгрузке столичного региона поспособствовало бы и строительство хороших дорог в соседних с Подмосковьем регионах. Как считает Шкуматов, это приведет к тому, что весь транспорт, который идет в Московскую область только для транзита из-за отсутствия дорожной инфраструктуры в регионах, сможет проложить свои маршруты "по диагонали", не заезжая в Подмосковье. Немаловажным фактором при таком решении может стать и то, что выкуп земель в соседних областях обойдется намного дешевле, чем это будет в Московской области. "Там непаханая целина, строй хоть десять полос", — заключил эксперт.