МОСКВА, 12 авг — РИА Новости. Представители традиционных религий России разошлись в оценках нового законопроекта, который упрощает процесс регистрации религиозных объединений на территории страны: в Московском патриархате считают, что это откроет двери нетрадиционным объединениям, а исламская и иудейская общины нововведения приветствуют.
Православные опасаются развития деструктивных сект
Руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) не приветствует отмену обязательного 15-летнего срока существования религиозной группы в России как условия для госрегистрации. По ее убеждению, это откроет дорогу развитию деятельности в России "Свидетелей Иеговы" и других нетрадиционных объединений, которые могут, по словам инокини Ксении, представлять угрозу для духовной безопасности людей.
"По моему мнению, этот законопроект нуждается в дополнительной проработке по двум причинам. Во-первых, он устраняет 15-летний срок существования на территории России как условие для регистрации религиозного объединения в качестве юридического лица. В результате многие нетрадиционные религиозные объединения, например общины "Свидетелей Иеговы", получат государственную регистрацию фактически автоматом. Для этого им нужно просто предоставить документ, выданный органом местного самоуправления, подтверждающий их существование на территории муниципалитета", — сказала инокиня Ксения.
По ее словам, 15-летний срок долгое время служил своеобразным фильтром для регистрации нетрадиционных общин. Именно поэтому некоторые из них неоднократно пытались оспаривать соответствующие положения закона — и в 2009 году добились положительного решения Европейского суда по правам человека. "Однако под большим вопросом остается целесообразность отмены 15-летнего срока, поскольку — повторю — это откроет возможность регистрации нетрадиционных общин", — подчеркнула собеседница агентства.
РПЦ настораживает и то, что предполагается осуществлять контроль и надзор за деятельностью религиозных организаций в порядке, предусмотренном законом о некоммерческих организациях.
"Нельзя применять к религиозным объединениям те же подходы, которые применяются к частным фондам, автономным некоммерческим организациям и учреждениям. У религиозных объединений своя специфика, а новый законопроект, к сожалению, не хочет эту специфику признавать и продолжает отстаивать существующее применение закона о некоммерческих организациях к деятельности религиозных объединений", — сказала Чернега.
По ее словам, закон об НКО позволяет органам юстиции "приходить с проверками в религиозные объединения и запрашивать у них любую документацию любого характера — например, протоколы приходских собраний" — что, по мнению инокини Ксении, "является грубым вмешательством в деятельность религиозных объединений" и противоречит принципам их отделения от государства. "Мы, конечно, не против контроля и надзора за деятельностью религиозных объединений — он должен осуществляться. Но порядок такого контроля и надзора должен быть установлен нашим законом о свободе совести, а не законом о некоммерческих организациях", — убеждена юрист.
Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил РИА Новости, что не видел текста документа, и поэтому ему сложно судить о нем. Священник надеется в ближайшее время изучить предложения Минюста с церковными юристами. Тем не менее, возможная отмена 15-летнего срока вызвала у священнослужителя вопросы.
"Относительно 15-летнего срока — известно, что он обезопасил страну от появления многих экстремистских и деструктивных организаций. Настало ли время для отмены этого положения, стала ли Россия чувствовать себя в безопасности перед угрозой появления деструктивных организаций — это серьезный вопрос, который наверняка будут обсуждать не только религиозные общины, но и разные государственные ведомства", — сказал Чаплин.
Мусульмане поддерживают нововведения
Президент Международной исламской миссии, представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в Москве муфтий Шафиг Пшихачев сказал РИА Новости, что поддерживает инициативы Минюста.
По его словам, для религиозной группы предоставить подтверждение 15-летнего срока своего существования на практике может быть труднореализуемо, и для нее это было "жесткое требование". Тем более что деятельность религиозных групп зачастую не документируется. "Религиозные группы — они же вообще не регистрируются. Они же просто уведомляют о том, что совершают какие-то молитвы", — сказал Пшихачев.
Он добавил, что отмена этого положения, возможно, будет иметь "определенное значение для так называемых новых религий, потому что для традиционных религий существование религиозной группы — это явление, конечно, не особо понятное".
Говоря об идее отмены обязательного ежегодного представления религиозной организацией информации о продолжении своей деятельности, Пшихачев заметил, что это вполне логично. Если деятельность религиозной организации прекращена, суд в обязательном порядке предоставляет соответствующую информацию в Минюст, напомнил он.
"Тогда какой смысл имеет ежегодно еще религиозной организации уведомлять министерство юстиции о том, что она продолжает свою деятельность? <…> Если судом эта организация не закрыта, значит эта организация работает — это же естественное явление", — сказал муфтий.
Иудеи считают поправки естественными после "санитарных мер"
Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин Борух Горин заявил, что попытка "отменить необходимость 15-летнего существования для регистрации — это вполне естественный процесс, логическая корректировка закона в связи с тем, что это положение свою функцию уже выполнило".
По его словам, норма о 15-летнем существовании религиозной группы была введена из "санитарных соображений": в России "действовало огромное количество сект, культов, многие из них были чрезвычайно опасны". Любой человек из-за отсутствия законодательного регулирования, "мог объявить себя религиозной сектой, религиозным движением и иметь соответствующие права и обязанности". Но после введения 15-летнего срока существования подобные секты были "аннулированы".
По мнению Горина, недостаток законопроекта в том, что под "санитарные меры" попали и неформальные ответвления традиционных религий, например любая православная или иудейская организация, которая не входит в централизованную структуру.
"Что касается отчетности, то де-факто сегодня и так религиозные централизованные структуры отчитываются и перед налоговыми организациями, и перед соответствующими структурами, отслеживающими деятельность. Это закрепление существующей нормы. Я не вижу связанных с этим каких-то проблем", — заявил Горин.