Производство на Байкальском ЦБК планируется остановить в сентябре. Сейчас "ВЭБ Инжиниринг" (входит в Группу Внешэкономбанка) совместно с институтом "Сибгипробум" разрабатывает проект закрытия комбината. Часть его работников может получить работу на соседнем Селенгинском ЦКК в Бурятии. А накопленные с 60-х годов прошлого века отходы БЦБК вполне реально переработать за три-пять лет без ущерба для экологии Байкала. О планах по закрытию комбината, санации его территории и рекультивации отходов в интервью корреспонденту РИА Новости Алексею Копылову рассказал генеральный директор "ВЭБ Инжиниринг" Дмитрий Шейбе.
- Дмитрий Илларионович, правительство РФ в начале года приняло решение закрыть Байкальский ЦБК. Как сейчас идет этот процесс?
— Выкупив в феврале этого года задолженность БЦБК у "Альфа-Банка", ВЭБ стал основным кредитором комбината, открыв ему кредитную линию на 3,6 млрд рублей. Фактически за 5 месяцев банк потратил 2,3 млрд рублей на выкуп долгов, поддержание деятельности предприятия, выплату зарплат, закупку топлива и содержание ТЭЦ, отапливающей 14-тысячный моногород Байкальск. В конце июля кредиторы предприятия рассмотрели вопрос о его закрытии, утвердив на это смету. По нашим подсчетам, на консервацию оборудования, начало которой запланировано на 1 сентября, уйдет три месяца, еще примерно два года понадобится на постепенное закрытие БЦБК с учетом соблюдения всех экологических норм.
- Что будет с работниками БЦБК? Сколько человек сейчас заняты на производстве?
Отмечу, что ВЭБ не только полностью берет на себя финансирование программы по сокращению персонала, но и продолжит выделять средства на выплату заработной платы оставшимся сотрудникам, поддерживать в рабочем состоянии объекты инфраструктуры, закупать уголь для ТЭЦ. Программа рассчитана на 9-12 месяцев, и на ее реализацию предполагается потратить около 500 млн рублей (из оставшихся от 3,6 млрд кредитной линии банка), данная сумма одобрена кредиторами предприятия.
Еще около половины сотрудников Байкальского ЦБК будут задействованы в работе действующих объектов инфраструктуры (ТЭЦ, очистные сооружения, водозабор), часть персонала перейдет в сервисные предприятия, создаваемые на базе комбината — это, к примеру, железнодорожная служба, ремонтная компания. Их услуги, очевидно, будут востребованы со стороны других контрагентов.
- Вы оценивали, сколько людей понадобится, чтобы провести консервацию и само закрытие комбината?
— Предварительно на демонтаж предприятия необходимо до 150 человек, на рекультивацию — до 70 человек. Еще раз подчеркну, что на этих работах будут задействованы работники БЦБК. Более точные данные представим к маю следующего года.
Есть вероятность трудоустроить высвобождающихся работников Байкальского ЦБК на других российских предприятиях?
— Конечно. ЛПК "Континенталь Менеджмент" (бывший владелец БЦБК) обратилась во Внешэкономбанк с просьбой профинансировать проект модернизации принадлежащего ей Селенгинского ЦКК (СЦКК) в Бурятии. Проект, который сейчас проходит оценку в "ВЭБ Инжиниринг", подразумевает увеличение производства картона до 150 тысяч тонн, целлюлозы — также до 150 тысяч тонн. Одно из наших условий состоит в том, что после модернизации часть работников БЦБК перейдут на работу в СЦКК. Речь как раз идет о технологическом звене производственных цехов Байкальского комбината, по разным оценкам, это 50-100 человек.
- "ВЭБ Инжиниринг" поручено разработать проект рекультивации отходов БЦБК. Какую технологию переработки шлам-лигнина планируется взять за основу?
- Иркутские ученые ранее предлагали другую технологию переработки — шламонакопители комбината (всего их — 14) засыпать сырой золой, а воду из хранилищ направить на очистные БЦБК.
— Такая технология проста для реализации, но не очень эффективна. Ее уже применили на паре карт, но, к сожалению, добиться стабильности состава в них не удалось.
- Сколько по времени может занять рекультивация отходов БЦБК?
— От трех до пяти лет. Процесс может идти параллельно с закрытием комбината.
- Что предполагается сделать с цехами комбината? Что на ваш взгляд, можно разместить на месте БЦБК?
— Часть конструкций — по нашим оценкам, до 40% — придется снести. Остальное, очевидно, останется — в том числе для нужд сервисных предприятий. Новое промышленное производство на месте БЦБК организовать нельзя. Этому препятствует постановление правительства РФ №643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории". Оно вообще запрещает какую-либо промышленную деятельность на берегу Байкала — нельзя даже розливом воды заниматься. Но выход есть — развитие туристской ОЭЗ с включением территории БЦБК в ее состав. Впрочем, Внешэкономбанк как банк развития готов рассмотреть любые проекты, альтернативные производству целлюлозы на Байкале. В ближайший месяц в Москве состоится заседание рабочей группы по модернизации моногородов, где будут рассматриваться проекты, направленные на диверсификацию экономики города Байкальска.