МОСКВА, 9 авг — Прайм, Мария Захарова. Неоднозначные идеи стали предметом обсуждения в транспортной отрасли на минувшей неделе: объединение авиационной и космической промышленности, предложение перевозить значительную часть грузов по внутренним водным путям страны и вероятность потери ОСК контроля над судостроительным комплексом "Звезда" в Приморье.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Обсуждение объединения
В начале недели вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на заседании комиссии по расследованию аварии ракеты "Протон-М" подверг резкой критике работу российской ракетно-космической отрасли, заявив, что сама структура плохо управляется и у нее отсутствуют четкие цели. По его мнению, явно назрела необходимость обсудить вопрос об объединении "в рамках единой технической политики" авиационной и космической промышленности, разделение которых сейчас является искусственным. Рогозин уверен, что в космонавтике смогут найти применение многие технологии, разрабатываемые в авиации.
В свою очередь, эксперты не так оптимистичны. Они напоминают, что попытка объединения предприятий авиационной и космической отраслей уже предпринималась в 90-х годах и к успеху не привела. Главное сейчас — понять для каждой из отраслей, в каком направлении двигаться дальше.
Беззвездное ОСК
На заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве среди других вопросов рассматривалось строительство судостроительного комплекса "Звезда" в Приморье, находящегося под контролем Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Помощник президента РФ Андрей Белоусов, раскритиковав позицию Минпромторга по вопросам строительства, потребовал от ведомства к концу августа определить объем капзатрат по строительству объекта и сроки реализации проекта.
Позже в СМИ появилась информация о том, что корпорация может лишиться контроля над данным активом, а его передадут в отдельный "шельфовый центр" под контролем "Роснефти" и Газпромбанка. В совместном предприятии, которое будет управлять "Звездой", компании получат до 80% акций, а у ОСК останется в нем лишь 20%. Совершенно не против такого развития событий высказался Рогозин.
Между тем в конце августа посетить Дальний Восток с рабочим визитом намерен президент Владимир Путин. На повестке дня будут стоять как раз самые актуальные вопросы судостроительной отрасли. По словам Рогозина, после этого визита "кому-то лопатой по голове придется дать".
Водная дозагрузка
Министерство транспорта опубликовало проект стратегии развития внутреннего водного транспорта России до 2030 года. Основная идея — перевести большую часть грузов, традиционно идущих по автодорогам, железной дороге и открытой воде, на внутренние водные пути России, на которые пока приходится менее 2% от общего объема грузоперевозок. Министерство уверено, что реализация проекта поможет, в том числе, довести долю протяженности внутренних водных путей с ограничением пропускной способности в европейской части России с нынешних 74,5% до нуля; средний возраст грузового флота должен сократиться до 21,8 лет против нынешних 32 лет.
Цена вопроса до 2030 года — от порядка 1 до 2 триллионов рублей, решать его государству придется вместе с частными инвесторами. Однако, прежде чем идти к намеченным грандиозным планам, необходимо решить ряд не менее глобальных проблем, в числе которых — как раз устаревший флот, несовершенная портовая структура, огромное количество не соответствующих уровню безопасности гидротехнических сооружений.
В министерстве считают, что для успешного развития ВВП нужно стимулировать обновление флота за счет обеспечения конкурентных условий кредитования и лизинга. Минтранс предлагает, в том числе, освободить судовладельцев от уплаты акциза на топливо, поддерживать на конкурентоспособном уровне регулирование портовых сборов и тарифов и ввести льготы по земельному налогу и налогу на имущество для речных портов и судоходных компаний. Само же ведомство согласно запустить госпрограмму утилизации гражданского флота — речь идет о предоставлении судоходным компаниям утилизационного гранта (предложение "новое взамен старого").