Рейтинг@Mail.ru
Бремя отличия. О смурфиках и остальных людях - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бремя отличия. О смурфиках и остальных людях

Читать ria.ru в
Не надо бояться признаться, что ты – такой же как все. Даже если ты смурфик, и этим гордишься, считает Александра Шевелева.

Мы с пятилетней Тасей посмотрели фильм "Смурфики-2" – остросюжетную картину о небиологическом отцовстве, нелюбимых детях и усыновлении. Главная идея фильма: неважно, каким смурфиком ты родился, главное, кем ты хочешь стать. И еще: настоящий родитель – это все-таки тот, кто тебя вырастил, а не тот, кто тебя родил.

Со времен гадкого утенка многое изменилось – теперь не надо завидовать одинаковым утятам и меняться самому, чтобы тебя приняли в коллективе.

Каким бы ты ни был не похожим на остальных – серым смурфиком или Шрэком – будь собой, и ты обязательно найдешь таких же, как и ты, или тех, кто тебя полюбит, – убеждает нас массовая культура. При этом возможность быть как все – совершенно не допускается.

Эта идея "непохожести", проблема "другого" так часто обсуждается в информационном пространстве, что я, честно говоря, от нее ужасно устала. Тем более что мне не надо доказывать, что если ты какой-то не такой, то ничего страшного. Я это и так знаю.

Я понимаю, что мы живем в таком историческом отрезке, когда проблема "другого" становится чуть ли не важнейшей в политике и экономике, в массовой культуре и в религиозном дискурсе.

С 1960-х годов постиндустриальные общества только и делают, что выясняют: такой же человек женщина или нет? А чернокожий? А инвалид? А мигрант? А мусульманин? А гомосексуалист? А ребенок с неродными родителями?

Но происходит парадокс – борясь за равенство с большинством, за то, чтобы не отличаться от большинства, меньшинство обособляется и скучивается, отделяясь. Группа, которая борется за свои права, обозначает себя как отдельную категорию: ЛГБТ, афроамериканцы, инвалиды, мигранты, женщины. Потом дробятся и эти категории.

У каждого из этих сообществ появляются свои сайты, СМИ, ночные клубы и свои сериалы, своя мифология и свои герои, свой тип потребления и свой лайфстайл. Готовясь отстаивать равные права, меньшинства начинают с отстраивания собственной идентичности, окукливаясь в субкультуру со своим языком, кодовой системой, тусовкой. Знание всего этого кода является определяющим в системе "свой" – "чужой".

Естественно, что консолидация "своих" предшествует борьбе. Но какой борьбе? Борьбе за права, которыми обладает большинство? Или борьбе с этим большинством?

Кончается это дробление тем, что вместо защиты человека – любого человека – каждый защищает "своего", а большинство не вмешивается, потому что не чувствует себя причастным.

В Стэнфорде дружинник Джордж Циммерман застрелил чернокожего парня, а присяжные во Флориде его оправдали. Демонстрации афроамериканцев прошли в Нью-Йорке, Чикаго, Майами, Далласе, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Вышли чернокожие, потому что "наших бьют!".

Сельскому учителю Илье Фарберу, у которого трое детей, вынесли неправомерно жестокий приговор. Журналисты возмущаются: почему учительский профсоюз за него не вступается? Все вдруг вспомнили, что Фарбер – еврей. Российский еврейский конгресс начал сбор пожертвований для него и его семьи.

Опять, чтобы защитить человека, апеллируют к тем сообществам, к которым он должен быть причастен. Но какое это имеет значение, еврей он или татарин? Учитель или стартапер? Если вы считаете, что его приговор несправедлив, то эта несправедливость касается всех, кто в будущем может стать объектом подобной несправедливости. То есть это касается всех россиян.

Пикет против приговора сельскому учителю Фарберу
РЕК собрал для семьи Фарбера почти 500 тыс руб пожертвований
"Ага, еврейский конгресс начал сбор пожертвований, – думает обыватель. – Ну зачем же тогда я буду переводить деньги? Ведь я не еврей. Его свои выручат".

И получается, как в знаменитой проповеди немецкого пастора Мартина Нимеллера 1946 года, в которой он пытался объяснить бездействие немецких интеллектуалов в 30-х годах: "Когда они пришли за социал-демократами, я молчал – я не был социал-демократом. Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал – я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной – уже некому было заступиться за меня".

Родовая консолидация (объединение на уровне семьи) была характерна для первобытно-общинных обществ: я помогаю тебе, потому что ты из моего рода. Затем, в средние века, люди научились объединяться в цеха и сословия. Рыцарь помогал рыцарю, кузнец – кузнецу.

Считается, что на смену цеховому сознанию вроде бы пришел гуманизм. И что теперь, в XXI веке, люди способны помогать другому и вступаться за другого не только потому, что он из их семьи или того же сословия, но и просто потому, что он – тоже человек. Две руки, две ноги, голова.

Но нет ничего сложнее, чем почувствовать свою причастность ко всему человечеству: новости из Казани или Санкт-Петербурга большинству из нас по-прежнему намного интереснее, чем из Дамаска и Кабула.

Как бы я ни притворялась, но проблемы тридцатилетних москвичек моего круга будут мне ближе, чем проблемы пятидесятилетних пекинцев, интересы которых я представляю смутно. Но означает ли это, что пятидесятилетний житель китайской столицы – это Шрэк, а мы здесь смурфики?

Мы определяем себя посредством пола, возраста, места жительства, языка, вероисповедания и еще тысячи признаков, которые нам важны и которые мы любим подчеркивать и этим неизбежно отделяем себя от других. Мы – не такие (здесь чаще всего подразумевается – "мы лучше").

Как бы мы ни любили свои особенности и отличия, о них нужно забывать, хотя бы иногда. Чтобы быть гуманистом, не надо бояться признаться, что я – такой же как все. Хотя бы в чем-то – что объединяет, а не разделяет. Даже если ты смурфик, и этим гордишься.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала