Светский обозреватель Анна Горбашова
"Кавказцы, кавказцы… Все мы тут кавказцы… Денег, значит, хочешь?", — ворчит "авторитетный" бизнесмен, грузин Алхан, испепеляя взглядом своего визави — затрапезного персонажа в "майке-алкоголичке". В роли "кавказца" не сразу можно представать Сергея Маковецкого, но актер выбрал ее себе сам. На съемках нового полнометражного фильма "ЧБ" побывала светский обозреватель РИА Новости Анна Горбашова.
Съемочная группа разбила лагерь во дворе старинного московского особняка в стиле модерн – Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова. Здание, построенное в 1978 году изначально принадлежало знаменитому русскому художнику, моряку и внуку Радищева Алексею Боголюбову. В последствии Боголюбов продал его племяннику Павла Третьякова Николаю, тогда же у особняка появилась каменная пристройка. Одну из комнат пристройки, а именно хозяйскую библиотеку, и оккупировала съемочная группа "ЧБ". За внушительным столом, уставленным фотографиями русских классиков, бизнесмен и книголюб Алхан и ведет беседу "по понятиям" с главным героем фильма Нуриком, в его роли Мераб Нинидзе.
Трагикомедия "ЧБ" на актуальную тему бытового национализма — первая полнометражная картина режиссера Евгения Шелякина.
В основе фильма, казалось бы, парадоксальная ситуация: после массовой драки кавказский жулик Нурик становится ангелом-хранителем русского националиста Ярослава (его играет Алексей Чадов). Вместе они проведут четыре дня, добираясь с приключениями из центра России в Москву, куда Ярослав торопится на суд. Сергей Маковецкий, по словам продюсера, сам выбрал себе роль Алхана. Представить себе грузина Маковецкого изначально сложновато, но Сергей Васильевич сыграть может все что угодно. Вот и в данном случае не понадобились ни грим с внушительным профилем, ни кепка – "аэродром", ни акцент. Его Алхан — солидный столичный бизнесмен, а не "дитя гор".
Из артистического вагончика выходит Маковецкий в образе. Темные "зализанные" назад волосы, небольшая бородка, черная рубашка, серые штаны, ремень из кожи питона, остроносые ботинки с намеком на эстетические пристрастия "лиц кавказской национальности", невзирая на модные тенденции, — находка костюмеров. У "шестерок" Алхана носы ботинок чуть подлиннее.
"Такие ботинки – наша слабость. Они бывают просто остроносые и остроносые остроносые, — смеясь, просвещает меня Гурам Баблиашвили (муж Анфисы Чеховой — прим. автора). – А я нигде не могу найти в Москве британские ботинки с такими большими тупыми загнутыми носами".
"Все ботинки специально для кавказской диаспоры в Москву завезли", — шучу в ответ я и тут же спохватываюсь.
"Кстати, националистическая тема — не простая в нынешних реалиях, не боитесь, что обвинят в какой-нибудь нетолерантности и разжигании?" — интересуюсь у продюсера фильма Андрея Галанова.
"Что ж теперь? Название "ЧБ" — расшифровывается как "черно-белое", "без полутонов". Да, есть и такое, но мы хотим показать, что по-другому тоже можно", – загадочно отвечает Галанов, не вдаваясь в подробности, дабы не раскрывать интригу фильма.
Пока идет репетиция сцены, с грузинским акцентом в шутку разговаривают члены технической группы: "ДЭвушка, что кипЭшишься?".
Мераб Нинидзе таким акцентом, как у осветителей, похвастаться не может, хотя свободно владеет четырьмя языками. В начале 1990-х актер уехал на ПМЖ в Австрию, где продолжил свою карьеру, снимаясь в Европе. В 2003 году немецкая картина "Нигде в Африке" с Нинидзе в главной роли собрала целый букет призов, в том числе и "Оскара" за "лучший иностранный фильм". Российскому зрителю, а точнее советскому, Нинидзе запомнился по роли внука престарелого диктатора в фильме "Покаяние", а в постперестроечной России снялся в фильмах "Лунный папа", "Бумажный солдат" и "Любовь с акцентом".
Нинидзе не единственный настоящий грузин в съемочной группе. Яркая эпизодическая роль досталась Кахи Кавсадзе — незабвенному Абдуле из фильма "Белое солнце пустыни". Тут же на площадке присутствует актер Бесо Гатаев (фильм с участием Бесо Гатаева тоже выдвигался на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Один эпизод с участием Гатаева и Баблиашвили уже отснят. На белом крайслере босса-Маковецкого его доверенные лица лихо выезжают из ворот особняка "разруливать" неотложный вопрос и… тихонько встают в пробку. Узкая Сущевская улица с трамвайными путями для поездок с искрами из-под колес не приспособлена. Трамвай в кадр "на хвост" не пристроился, и слава богу. Снято! Правда, молодежь из массовки, изображающая случайных прохожих, зазевалась и забыла пройти туда-сюда. Пришлось переснимать.