Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
В Российской государственной цирковой компании служит более восьми тысяч человек (и две тысячи животных). Артисты просят председателя правительства Дмитрия Медведева разобраться в ситуации, которая, по их мнению, ставит под угрозу существование циркового дела в нашей стране.
Тревогу цирковые забили после того, как вице-премьер Ольга Голодец дала письменное поручение министерству культуры России, властям регионов и Росимуществу проработать схему изъятия государственных Владивостокского и Краснодарского цирков у компании Росгосцирк и передачи их регионам. На сегодняшний момент решение принято в отношении Краснодарского цирка.
По мнению артистов, это не просто изъятие помещения, это угроза всей системе российского цирка, которую после распада Советского Союза удалось сохранить ценой невероятных усилий практически в прежнем, совершенно уникальном, советском виде. Но стоит ли она таких усилий?
Важнейшее из искусств после кино
26 августа 1919 года Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров "Об объединении театрального дела", согласно которому цирки России стали государственными. Иначе говоря, молодое советское государство чуть ли не первым делом взяло под опеку это самое демократичное из всех искусств.
В отличие от "капиталистического" цирка, где артист, как утверждалось, был объектом "циничной эксплуатации", советский цирк стал во всех смыслах домом для артистов.
"Рожден в опилках" всегда было больше, чем метафора. Здесь артисты учились, жили, репетировали, выступали. Государство платило, и советский артист мог себе позволить относиться к цирку как к искусству.
Надо сказать, что мировая слава и непререкаемый авторитет советского цирка возникли не на пустом месте. Совершенно не случайно канадцы Ги Лалиберте и Жиль Сен-Круа, когда придумали создать ни на что не похожий, самый лучший в мире цирк, первым делом поехали в Москву.
И по сей день в цирке "Дю Солей" работает большая часть российских артистов. А сам он, несмотря на формальные отличия, по устройству ближе всего как раз к советскому образцу – только, подчеркнем, на свои, а не на государственные деньги.
Те времена, когда цирковые артисты массово уезжали за границу, прошли: в Европе даже самых титулованных мастеров ждет шапито на окраине города. Не потому что там наших не уважают, а потому что так работает европейский цирк.
Стационарный цирк – это роскошь, которую мог себе позволить только Советский Союз. И которая каким-то чудом сохранилась, хоть и в сильно урезанном виде, до наших дней.
Цирковая экономика
Все цирки (здания) находятся на центральных улицах российских городов, на самом проходном, людном месте. Вот почему цирковые опасаются, что региональные власти, которым передали здание, после ремонта скорее откроют там куда менее затратный торгово-развлекательный центр.
Связано это со спецификой циркового искусства – подготовка каждой программы требует очень много времени. Второй раз в город с одним и тем же представлением можно приезжать только через пять лет, когда подрастет новый зритель.
Все это время артисты и животные должны где-то жить, тренироваться и выступать: "Мы не можем сказать медведю: ты пока погуляй, мы тебя позовем, когда елки начнутся".
Существует очень четкий гастрольный график, расписанный очень заранее. И выпадение даже одной площадки влечет за собой очень серьезные последствия.
Например, Гия Эрадзе должен был приехать в Краснодар 14 сентября со своим шоу "Пять континентов", и теперь озабочен вопросом: куда девать 120 человек и 300 животных? "Дело не в том, что мы обиделись за то, что у нас "отняли шапито" – это развал централизованной системы", – говорит акробат Юрий Филатов.
К началу 90-х в СССР было 70 стационарных цирков. После развала Союза, когда отделились республиканские, а два московских и санкт-петербургский выбрали самостоятельный путь и вышли из централизованной системы, у Росгосцирка осталось 41 здание.
До последних событий все здания системы Росгосцирка находились в федеральной собственности. Этот статус накладывает серьезные ограничения – например, их нельзя ремонтировать за счет иных средств, и, как следствие, большинство цирков России не ремонтировались 40 лет.
На всю систему Росгосцирка (кроме стационарных цирков есть шапито и передвижные зооцирки, всего 70 объектов) государство выделяет 700 миллионов рублей в год. Это, по словам директора Екатеринбургского цирка Анатолия Марчевского, не покрывает и половины расходов.
У циркового сообщества были большие надежды на то, что все начнет меняться с принятием "Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года", которая долго готовилась и была подписана 2 апреля 2012 года тогдашним председателем правительства РФ Владимиром Путиным. Нынешнее решение о передаче собственности выглядит противоречащим этой концепции.
Заполняемость российских цирков сегодня около 50 процентов. При этом чаще всего цирк – это единственное в регионе культурное заведение, куда можно пойти всей семьей.
Получается, что если мы хотим сохранить цирк в нынешнем виде, то его спасет только государство, приняв решение оказывать ему поддержку как социально-значимой отрасли. Остается только ответить на вопрос – хотим ли?
Прижилась только в Китае
Цирковые артисты часто называют себя семьей. Сегодня они почувствовали, что их дом в опасности. И ставят вопрос ребром: нужен ли нам вообще российский цирк? Тот цирк, который пытается сохранить славу советского? Традиционный цирк – не только с животными, клоунами и акробатами, но и с Росгосцирком и государственной поддержкой?
Ответ на этот вопрос не так-то прост.
Российский цирк сохранился не в малой степени благодаря какому-то нечеловеческому энтузиазму цирковых артистов. Понятно, это их жизнь. Но смогут ли восемь тысяч даже самых невероятных личностей и несколько тысяч дрессированных животных переломить ход истории?
Похожая на советскую система существовала почти во многих странах бывшего социалистического блока: Румынии, Болгарии, Чехословакии. И развалилась сразу после распада соцлагеря.
На сегодняшний день только китайский цирк живет по схеме бывшего советского, основанной на господдержке. Во всем остальном мире цирки частные, небольшие, в шапито и "на опилках". Живут по старинке, на колесах – как, например семейная труппа Жан-Батиста Тьере и Виктории Чаплин – дочери великого Чарли Чаплина.
Вопрос "нужен ли России государственный цирк" стоит ребром уже долгое время. И дело здесь не только в финансировании, правовых и имущественных спорах, которые более 20 лет после распада СССР постоянно сотрясали цирковое сообщество.
Какие бы награды на международных конкурсах ни завоевывали сегодня наши артисты, надо признать, что российскому цирку очень далеко до того пьедестала, который занимал цирк "советский".
Искусство, в том числе цирковое, меняется не только по форме, но и по содержанию, а любая централизованная безальтернативная система рано или поздно замыкается в себе. Вот и получается, что как бы хорошо для артистов ни была устроена модель советского цирка – прижиться она смогла только в Китае.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции