МОСКВА, 8 авг – РИА Новости. Отношение стран Запада к августовским событиям 2008 года в Южной Осетии за прошедшие пять лет смягчилось, отмечают опрошенные РИА Новости зарубежные эксперты. Переломным моментом стал доклад созданной под эгидой Евросоюза Международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года, которую возглавляла швейцарский дипломат Хайди Тальявини. Доклад, обнародованный 30 сентября 2009 года, возложил вину за начало военных действий на Грузию, хотя и констатировал, что обе стороны несут ответственность за эскалацию конфликта.
Доклад Тальявини открыл глаза Западу
По мнению Райнхарда Крумма, возглавляющего в Фонде Фридриха Эберта сектор Центральной и Восточной Европы, изначально в Германии этот военный конфликт воспринимался достаточно однобоко. "Многие считали, что это агрессия России, это казалось очевидным. Но довольно быстро поняли, что это не так, что ситуация достаточно сложная", — заявил он РИА Новости.
Говоря о том, какое влияние здесь оказал доклад Тальявини, эксперт отметил, что выводы комиссии повлияли, прежде всего, на позицию немецких журналистов, которые играют значительную роль в формировании общественного мнения.
"Мнение немцев в значительной степени совпадает с результатами доклада Тальявини: война была развязана нападением на Цхинвал 7 августа. И только после этого последовало широкомасштабное военное вторжение российских войск", — считает эксперт немецкого Фонда науки и политики Уве Хальбах.
О совместной ответственности сторон говорят и во Франции. "Я немало занимался вопросом грузино-южноосетинского конфликта и могу сказать, что, на мой взгляд, безусловно, инициатором войны была Грузия. Да, Россия тоже готовилась к ней, стягивала войска, проводила учения на Кавказе. Более того, Россия отчасти нуждалась в этой войне, но развязала ее все-таки грузинская сторона, Михаил Саакашвили", — сказал РИА Новости французский эксперт, научный сотрудник института Томаса Мора, специализирующийся на вопросах России, Украины и Кавказа, Лоран Винатье.
Эксперт пояснил, что на эскалацию напряженности вокруг Южной Осетии повлияло, в частности, желание Грузии вступить в Североатлантический альянс.
"Грузия и Украина, если вы помните, намеревались вступить в НАТО, этот вопрос обсуждался на саммите в Бухаресте в апреле 2008 года. И конфликт между Грузией и Южной Осетией, который произошел вскоре после саммита, надолго остановил процесс интеграции Грузии в альянс", — отметил Винатье.
К тому же конфликт выявил "потрясающую слабость" грузинских войск, что далеко не отвечало стандартам, принятым в НАТО.
Конфликт 2008 года также заставил задуматься о процессах в Европе. "Немецкое общество поняло, что случай Южной Осетии и Абхазии во многом перекликается с косовским. И что по поводу Косово тоже не совсем ясно, было ли хорошим это решение (о признании независимости края – ред.)", — добавил Крумм.
Отношение к Москве не ухудшилось
По мнению Винатье, события 2008 года на Кавказе не отразились на отношении к России. "Отношение к России не поменялось, ее репутация не стала хуже, ведь случившееся — это исключительно политические действия, которые нельзя, просто невозможно оценивать с точки зрения морали. И в 2008 году, и сейчас Россия занимается укреплением своих позиций на территории СНГ, и под эту политическую волю подпадает и грузино-осетинский конфликт", — отметил Винатье.
Хальбах также считает, что вооруженный конфликт не оказал существенного влияния на отношения Берлина с Москвой или Тбилиси. Но для международной политики в целом он имел большие последствия, уверен собеседник агентства.
"Прежде всего, он показал Европе, что нельзя уповать на, скажем, "замороженность" конфликтов. На деле эти конфликты не являются такими замороженными. Нужно блокировать их скатывание к военным действиям. И это относится, например, к карабахскому конфликту. Его надо воспринимать очень серьезно. И такое понимание — наиболее существенный вывод из конфликта в Южной Осетии", — подчеркнул эксперт.
Даже официальный Лондон смягчил тон в высказываниях о российско-грузинском конфликте. "Мы призываем все стороны конфликта, включая Россию, найти надежное и мирное решение", — заявил РИА Новости во вторник официальный представитель МИД Великобритании.
Тем не менее, официальная позиция Лондона в целом осталась неизменной: Великобритания считает Россию агрессором, а Абхазию и Южную Осетию – незаконно оккупированными территориями.
Это же относится и к позиции Европейского союза в целом. "Евросоюз не изменил своего мнения и считает, что конфликта можно было избежать. Ошибки были допущены с обеих сторон", — сказал РИА Новости директор аналитического центра EU-Russia centre Фрейзер Кэмерон.
В Брюсселе с удовлетворением констатируют, что отношения между Грузией и Россией продолжают улучшаться. "Однако возможность того, что ЕС признает Южную Осетию, равна нулю", — отметил Кэмерон.