Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как сериалы уходят в историю

В сентябре в эфире начнут появляться премьеры разных жанров. А пока главный набор летнего телеменю остается прежним: сериалы, сериалы и еще раз сериалы. О том, как порой меняется восприятие зрителей, как уходят в прошлое целые жанры, а также о том, как исторический материал превращается в увлекательную теленовеллу, рассказывает Арина Бородина.

Теленеделя с 29 июля по 5 августа

До старта нового телевизионного сезона еще месяц. В сентябре в эфире начнут появляться премьеры разных жанров. А пока главный набор летнего телеменю остается прежним: сериалы, сериалы и еще раз сериалы. О том, как порой меняется восприятие зрителей, и о том, как уходят в прошлое целые сериальные жанры, а также о том, как исторический материал превращается в увлекательную теленовеллу, рассказывает обозреватель Арина Бородина.

Сериалы работают на рейтинг

Как известно, сериалы — это главное оружие любого телеканала в борьбе за зрителя, а значит, и за рейтинг. На отечественных сериалах строится каркас любой программной сетки. И тут уже неважно, какой это канал – коммерческий или государственный. Сериалы смотрят по телевизору люди разных поколений, разных политических взглядов, с разным уровнем образования, при любой власти и в любое время года.

На прошлой неделе, например, я писала о том, что сериал НТВ "Глухарь…" с Максимом Авериным, ставший года три назад настоящим телехитом, взорвавшим своими рекордными рейтингами телевизионный эфир, уже и при шестом показе даже глубокой ночью, все равно собирает у телеэкранов почти треть мужской аудитории в возрасте от 25 до 54 лет. В этот раз его позиции только укрепились. "Глухарь. Возвращение" (очередной повтор, разумеется) занимает первое место среди мужчин – москвичей этого возраста.

На втором месте неожиданно оказался сериал, который вышел в эфир на канале "ТВ Центр", — "Грозовые ворота". Проекты этого канала не часто имеют возможность конкурировать на равных с первой тройкой телеканалов – "Первым", "Россией 1" и НТВ. И вот снова парадоксальная деталь. Премьера "Грозовых ворот" состоялась еще лет шесть назад на "Первом канале". Это военная драма о войне в Чечне, которая явно по идеологическим соображениям обозначена в сюжете как "боевые действия на Северном Кавказе". Снимались там популярные артисты: Михаил Пореченков, Андрей Краско, Михаил Ефремов, Даниил Страхов, Вячеслав Разбегаев, Елизавета Боярская… Сериал показывали в эфире в воскресенье, четыре серии подряд, начиная с 17.00 и до 21.00. Казалось бы, в разгар лета, в выходной день, в это время людям, особенно в Москве, всегда есть чем заняться и без телевизора. Однако рейтинги говорят о том, что в течение четырех часов доля аудитории сериала "Грозовые ворота" составила в столице 23,1%. Это все были мужчины в возрасте от 25 до 54 лет. Интересно было бы на них посмотреть в реальности.

У молодежной аудитории лидер пока неизменен. Явный хит лета – комедийный сериал "СашаТаня" на ТНТ. Вспыхнувший необъяснимо высокой долей аудитории повтор сериала "Деффчонки" с премьерными сериями третьего сезона в этот раз пока не попал даже в десятку предпочтений среди зрителей от 14 до 24 лет. Зато "СашаТаня" штурмует рейтинговые высоты среди зрителей этого возраста и в Москве, и в других городах страны: доля аудитории сериала — на уровне 40-50%.

Тут, кстати, есть о чем задуматься родителям и старшему поколению: тема перехода мальчиков и девочек в новый статус молодых родителей с младенцем на руках, судя по всему, оказалась не только удачной с точки зрения сериального формата, но, видимо, еще и затронула какие-то важные социальные функции. Вряд ли дело только в юморе. Если так много молодых зрителей, да еще летом, следит за сюжетом, то наверняка им не только любопытно наблюдать за придуманной на телеэкране жизнью своих сверстников, но и увидеть, "как это все может быть".

Женщины от 25 до 54 лет в полном единодушии, вне зависимости от того, где они живут, а также зрители старшего возраста (55+) по-прежнему не оставляют без присмотра нелегкую судьбу девушки Серафимы из сериала "Серафима Прекрасная". Напомню, это третий его показ на "Первом". А рейтинги снова, как когда-то при премьере, пошли вверх, несмотря на очень простой, если не сказать примитивный, сюжет и почти полное отсутствие известных актеров. Зрительский актив сериала — женщины и люди старшего возраста. Около четверти из них, включивших телевизор, смотрят "Серафиму Прекрасную" и следят за тем, как тяжело идет героиня к своему женскому счастью.

Что смотрели телезрители на неделе с 22 по 29 июля. Россия >>

Бразилия уже не наше все

Трудно сказать, каково значение нынешних типовых отечественных сериалов, собирающих рейтинги именно среди массовой аудитории. Влияют ли они на образ жизни тех, кто их смотрит? Вряд ли. Посмотрели – забыли. Появились – опять включили. А вот влияние бразильских сериалов в середине 90-х было у нас абсолютно невероятным! На российских зрителей тогда хлынул поток мелодраматических историй с закрученными в сотни серий приключенческими сюжетами, от которых давно не отрывалась Латинская Америка, да и не только она. Понятно, что были более ранние эпохальные "Рабыня Изаура", мексиканские "Богатые тоже плачут" и "Просто Мария", которые хоть раз видели даже те, кто в принципе не воспринимает такого рода телеразвлечения.

Но именно с середины 90-х бразильские сериалы в эфире тогда еще ОРТ стали главными телехитами. Они выходили по вечерам в прайм-тайм, а потом еще повторялись утром, после выпуска новостей в 9.15 утра. Есть один известный пример, характеризующий то, насколько мощным было влияние бразильских сериалов на российских зрителей. Он уже вошел в историю.

Это случилось во время президентских выборов 1996 года. Сейчас это, наверное, сложно представить, особенно молодым зрителям, что тогда на бразильские сериалы сделал серьезную ставку даже предвыборный штаб Бориса Ельцина. Чтобы в разгар лета, в день голосования во втором туре, а оно пришлось на 3 июля 1996 года, люди не разъехались по дачам, а остались дома и пошли голосовать на участки за Ельцина, в эфире ОРТ поставили сразу несколько серий суперпопулярного бразильского сериала "Секрет Тропиканки". За давностью времени какие-то детали уже стерлись в памяти. Но сериал тогда как раз шел к финалу. И как раз на воскресенье, в день голосования, в эфир, если не ошибаюсь, поставили заключительные серии, которые можно было посмотреть сразу, за один раз. И рецепт сработал, впрочем, имел при этом свои нюансы, которые, видимо, изначально не учли. В ельцинском штабе потом рассказывали даже о том, что явка на избирательных участках с утра была очень низкая, ровно потому, что зрители, они же электорат, на дачи-то не разъехались, но и голосовать не шли. Сидели у телевизоров и ждали, пока не закончился показ так ожидаемых ими серий с приключениями тропиканки.
Сейчас представить такой рецепт привлечения к выборам уже просто невозможно, вне зависимости от того, кто кандидат. Нет такого сериала, ни отечественного, ни зарубежного, который бы заставил российскую аудиторию в массовом порядке не уезжать летом из города, а остаться у телевизоров и потом идти на выборы.

Бывают другие примеры, но это уже относится к телевизионным технологиям. К примеру, в день выборов в Госдуму 2 декабря 2007 года, канал "Россия 1" поставил в своей вечерний эфир премьеру суперпопулярной "Ликвидации" Сергея Урсуляка с Владимиром Машковым в главной роли. Сделано это было для того, чтобы зрители следили за подсчетом голосов в прямом эфире именно на этом госканале. И это удалось. Несмотря на то, что первые серии "Ликвидации" периодически прерывались спецвыпусками новостей с данными с избирательных участков, доля аудитории и сериала, и новостей перешагнула рубеж в 35% аудитории и доходила даже до 40-42%. Это был невероятный рекорд.

Но и премьера такого сериала, как "Ликвидация", сегодня не сможет "вывести" зрителей специально идти голосовать за кого-нибудь конкретного. Даже за Владимира Путина. Сейчас используются другие политтехнологии и иные телевизионные манипуляции. А в середине 90-х годов бразильские сериалы имели колоссальное влияние на зрителей, в том числе, сыграли роль и в политическом исходе выборов Бориса Ельцина в 1996-м.

Бразильские сериалы шли в нашем эфире регулярно до 2006 года. И имели огромный успех у публики. А потом интересы телевизионной аудитории стали другими, высокие рейтинги стали собирать отечественные сериалы всех мастей. И бразильские теленовеллы, состоящие из сотен серий, ушли в тень, а потом уже и вовсе исчезли из эфира "Первого" и вообще с российского телевидения.

И вот неожиданно в начале июня этого года "Первый" вновь решил вернуться к бразильским сериалам. Премьера так и называлась — "Проспект Бразилии". Это совсем свежий формат, премьера которого состоялась в 2012 году. Сериал стал лидером показа не только в Бразилии, но и в других странах Латинской Америки, а также в Португалии. Его активно обсуждали там не только на улицах и в магазинах, но и в социальных сетях. Как всегда – мелодрама, смешанная с детективом, с запутанными историями из прошлого в будущее, с разлученными влюбленными, и с запутанными семейными тайнами.

© Фото : предоставлено пресс-службой "Первого канала"Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
Кадры из сериала Проспект Бразилии
1 из 3
Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
© Фото : предоставлено пресс-службой "Первого канала"Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
Кадры из сериала Проспект Бразилии
2 из 3
Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
© Фото : пресс-служба "Первого канала"Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
Кадры из сериала Проспект Бразилии
3 из 3
Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
1 из 3
Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
2 из 3
Кадры из сериала "Проспект Бразилии"
3 из 3
Кадры из сериала "Проспект Бразилии"

"Первый канал" поставил "Проспект Бразилии" в дневной эфир, по две серии за день с понедельника по пятницу, видимо, рассчитывая, прежде всего, на женщин – домохозяек. Показывал так недели две-три. Не пошло. Рейтинги были очень маленькие. Потом время показа сериала меняли еще раза два, а это верный признак скорого вылета из сетки.

3 августа "Первый канал" прервал показ "Проспект Бразилии". В эфир вышли 50 серий, а, еще примерно пара сотен уже никогда теперь не дойдет до российских зрителей. Приоритеты нашей телеаудитории радикально изменились не только с момента расцвета популярности бразильских сериалов, но и за последние семь лет, когда их показ в российском эфире закончили. И непонятно, почему вдруг "Первый канал" вновь решил проверить, как они сработают в эфире? Даже максимальная доля аудитории среди женщин от 25 до 54 лет у "Проспекта Бразилии" в Москве составила около 10%, по стране – немногим больше. Но в среднем каждый день всего лишь от 5 до 7% зрителей были готовы смотреть этот, пускай и качественный, бразильский сериал.

Примечателен и комментарий "Первого канала", объясняющий причины снятия сериала с эфира. В нем говорится, что канал, не получая бюджетного финансирования, рассчитывает только на рекламу, а объем рекламы зависит, понятное дело, от рейтингов. После показа 50 серий на канале "вынуждены признать", что покупка новых серий себя не оправдает. "В России, безусловно, есть поклонники бразильских сериалов, но их количество недостаточно для общенационального канала", — говорится в комментарии "Первого канала". В телекомпании извинились, что показ прервали. Неужели ждали, что снова будут смотреть взахлеб? Конечно, представить, что так бесславно закончилась бы судьба какого-нибудь бразильского сериала лет 17 назад, решительно невозможно. Так что этот этап – с показом бразильских сериалов, даже самых успешных, в российском эфире, — уже точно вошел в историю. И вряд ли в ближайшее время вернется.

Что смотрели телезрители на неделе с 22 по 29 июля. Москва >>

Толстые на все времена

Всегда хочется рассказать о том, что выбивается из привычного течения телевизионного эфира. Вторую неделю подряд на канале "Культура" известная телеведущая Фекла Толстая в своем авторском цикле рассказывает о своих знаменитых предках – роде Толстых.
Всю прошлую и наступившую неделю в 23.10 выходят получасовые фильмы о Толстых, чья фамилия стала известна в России с ХIV века. Всего серий – восемь. И в каждой – история кого-то из представителей этого знаменитого рода. Авторы принципиально отказались рассказывать о самом знаменитом Толстом – Льве Николаевиче, поскольку очередные 30 экранных минут вряд ли способны перевернуть мнение о классике мировой литературе. Зато сколько совершенно нового и неожиданного из этого цикла узнаешь о других Толстых из нескольких поколений.

Над циклом "Толстые" работала большая съемочная группа и несколько авторов, которые писали сценарии к разным сериям. Павел Басинский — создал сценарий про Марию Николаевну Толстую, сестру писателя (это, кстати, одна из самых популярных серий цикла, судя по рейтингам). Именно ее судьба во многом легла в основу образа Анны Карениной и повлияла на замысел романа Толстого.
Писатель Дмитрий Быков — автор сценария к серии про Федора Ивановича Толстого — американца, авантюриста, но при этом умнейшего человека своего времени. Юлия Идлис написала про судьбы Софьи Андреевны Толстой-Есениной, последней жены поэта, и Александры Львовны Толстой, младшей дочери Льва Николаевича. Эти две серии, которые как раз вышли в эфир на этой неделе, — не только истории двух ярких женщин с невероятной судьбой, не только драма знаменитого рода Толстых, их противостояние и расставание. Это, конечно, история страны, которая в ХХ веке расколола и растащила по разным мирам – советскому и американскому – прежде очень близких и родных людей. Советская власть сделала так, что Софья Андреевна – младшая и Александра Львовна и их потомки не общались между собой 40 лет.

У Феклы Толстой получился замечательный цикл! Никогда прежде так не запоминалось ее телевизионное появление. А в цикле "Толстые" у ведущей словно открылось какое-то новое дыхание, иной стиль. Здесь работает все: прекрасный язык, органичное появление в кадре, реакция, точный и пронзительный рассказ. Возможно потому, что Фекла Толстая говорит с экрана о близких ей людях, в том числе — и о своем отце и деде.

Так редко бывает, что в разгар лета канал "Культура" предложил премьерный цикл, который, к тому же, по меркам этого канала, собрал очень хорошие рейтинги. В основном, конечно, его смотрят люди старшего поколения. Среди тех, кто старше 55 лет, к примеру, доля аудитории серии про Марию Николаевну Толстую составила в Москве более 15%. В среднем смотрело от 5 до 7% аудитории, что для "Культуры", конечно, очень много.

А сам цикл "Толстые" сделан в абсолютно современном, живом и увлекательном стиле: и режиссер, и оператор, и актеры Ирина Розанова и Виктор Раков, которые читают отрывки из литературных произведений и воспоминаний своих героев, и те, кто связан с Толстыми, сквозные и разовые собеседники ведущей, — все это сплелось в одну большую увлекательную новеллу. Этот, по сути исторический материал, смотришь с таким интересом и удовольствием, словно это качественное художественное кино. Или сериал. В каждой серии "Толстых" — есть все сопутствующие для этого ингредиенты: любовь, разлука, страсть, ревность, страдания, приключения, авантюры, война, измены, предательство, смерть.

Если вы не видели ни одной серии, посмотрите, в эфире "Толстые" еще два дня (до четверга), в том числе — серия про писателя Алексея Толстого. А если пропустили, то зайдите на сайт канала "Культура", там выложены все серии проекта "Толстые". Посмотрите, каждая история всего 26 минут. И они стоят того, чтобы их потратить.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала