АНКАРА, 5 авг — РИА Новости, Алена Палажченко. Приговор по громкому делу "Эргенекон", вынесенный в понедельник турецким судом, вывал неоднозначную реакцию в обществе. Эксперты оценивают его по-разному, но отмечают его политический характер.
Согласно вынесенному в понедельник приговору, один из самых высокопоставленных обвиняемых, бывший начальник генштаба турецкой армии Илькер Башбуг, а также другие видные военачальники и общественные деятели, всего 19 человек, приговорены к пожизненному заключению. Некоторые из обвиняемых получили от 30 до 117 лет заключения.
Опасность военного переворота ликвидирована
Это не столько правовое, сколько политическое решение, считает директор исследовательского центра IMPR (Анкара) Вейсель Айхан.
"Отношение к приговору в обществе также связано с политическими мотивами. Сторонники действующей власти поддерживают обвинительный приговор суда, а оппозиция категорически с ним не согласна", — заявил эксперт в комментарии РИА Новости. Он напомнил о недавних событиях в Египте, где светские военные отправили в отставку правительство исламистов.
"В Турции все произошло наоборот. И это очень важное послание как для турецкой оппозиции, так и для внешнего мира. В современной истории Турции было много примеров вмешательства военных в государственные дела, в том числе военные перевороты. Сегодня эта опасность для нынешнего правительства полностью ликвидирована", — отметил Айхан.
Союз журналистов против приговора
"Хочу подчеркнуть, что они не принимали участия в деятельности никаких террористических организаций. Они только высказывали свои мысли, выполняли свой журналистский долг перед обществом. Поэтому этот приговор неприемлем. Против него выступаем не только мы, как союз журналистов, но и турецкое общество в целом. Никто не считает их виновными в том, в чем их обвиняют", — подчеркнул Бильгин. Он надеется на то, что по итогам апелляции несправедливое судебное решение будет пересмотрено.
Общество разделилось
Директор правового отделения Института стратегии (Анкара) Мехмет Арыджан полагает, что дело "Эргенекон" с самого начала столкнулось с серьезным общественным сопротивлением.
"Общество разделилось. Одни считают, что "Эргенекон" — действительно террористическая организация, а другие — что все сфальсифицировано", — сказал он.
"Об этой организации правоохранительные органы Турции знали давно, но она ранее не признавалась террористической. Сегодня в судебном решении "Эргенекон" назван террористической организацией. Мы воспринимаем понятие "терроризм" как нечто, связанное с "Аль-Каидой" и ей подобными группировками. Однако терроризм может иметь много лиц, в том числе и такое глубоко скрытое, как в случае "Эргенекона", — считает эксперт.