Дизельная субмарина Щ-423 проекта "Щука" 5 августа 1940 года впервые в истории мирового подводного плавания отправилась в переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. Этим переходом моряки доказали, что по северным морям можно перебрасывать подводные лодки из европейской части страны на Дальний Восток.
Этому походу было присвоено название "Экспедиция особого назначения — 10". Экипаж лодки состоял из опытных подводников, которые не раз участвовали в походах во льдах. Перед отплытием субмарину подготовили для дальнего плавания: корпус укрепили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменили на стальные.
Плавание проходило в сложной обстановке: экипаж на протяжении всего похода боролся с обледенением. Кроме того, одно из сопровождающих судов, транспорт "Александр Серов", в пути лишилось лопастей винта — поломку обнаружили 12 августа на острове Диксон в Карском море. Вместо "Серова" были выделены теплоход "Волга" и ледорез "Федор Литке", которые сопровождали субмарину дальше.
После того как экспедиция миновала Берингов пролив, к ней присоединились тихоокеанские подводные лодки Л-7, Л-8 и Л-17. В пути субмарины застал девятибалльный шторм, однако 9 сентября экспедиция благополучно добралась до бухты Провидения на Чукотке. В пути до Владивостока моряки побывали в Петропавловске-Камчатском и зашли в Советскую Гавань.
С началом Великой Отечественной войны опыт экспедиции подводной лодки "Щука" был использован в реальной боевой обстановке. Бригада субмарин совершила переход из Владивостока в Мурманск и успешно вела бои в Атлантике.
Отряд подводных лодок ТОФ Северным морским путем совершил скрытый поход в Атлантический и Ледовитый океаны. Тихоокеанцы топили военные корабли и транспорты врага, сопровождали из Великобритании в Мурманск интернациональные морские караваны союзников, которые доставляли по ленд-лизу военную технику и боеприпасы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников