Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>
Блейк Гопник, The New York Times
Тссссс. Слушайте. Ничего не услышали? Слушайте еще.
Вслушайтесь в шорох системы охлаждения вашего компьютера на фоне гудков, раздающихся издалека. Прислушайтесь - в соседней комнате ваша супруга болтает по телефону с тещей, при этом слушая Боуи (Bowie) на канале Spotify. Кроме того, по телевизору идут новости, проигрыватель играет Баха, а в стенке скребется мышь.
И знайте же - теперь каждый из этих звуков может быть предметом искусства, точно так же как любой образ, который мы можем увидеть или представить, от фрукта на тарелке до цвета, света или же жидких часов, становится предметом живописи, скульптуры или фото-работы. Саунд-арт уже 10-20 лет как на подъеме, а теперь может угодить и в мэйнстрим - в субботу Музей Современного Искусства (MoMA) впервые открывает у себя выставку, целиком посвященную звуку, "Звучания: современная партитура" (Soundings: A Contemporary Score). Осенью в Нью-Йорке ожидаются еще две большие саунд-инсталляции.
"Искусство звука задает вопрос - как и что мы слышим? И какие выводы мы из этого делаем?" - пишет куратор Барбара Лондон (Barbara London) в своей статье для каталога выставки в музее. Таким образом, этот жанр претендует на многое. Угнездившись в офисе, откуда во время выставки будут звучать записи невидимых колоколов, высоко над садом Музея Современного Искусства, госпожа Лондон объясняет, что сейчас художники более чем когда-либо погружены в саунд-арт, возможно потому, что таким образом они сидят на двух стульях - это и музыка, это и галерейное искусство. Ее новый показ (хотя скорее это относится к слуху, чем к зрению), отражает "апогей", которого, по ее мнению, саунд-арт сейчас достиг.
В экспозиции госпожи Лондон будут представлены те самые записи колоколов работы американского охотника за звуком Стефана Вителло (Stephen Vitiello), а также записи, сделанные вблизи Чернобыля датчанином Якобом Киркегаардом (Jacob Kirkegaard). Будет сеть из 1,5 тысяч маленьких аудиоколонок, каждая из которой играет свой собственный звук, нью-йоркца Тристана Периш (Tristan Perich). В выставке будет участвовать уроженка Глазго Сюзана Филипс (Susan Philipsz), которую очень любит мир высокого искусства.
В Музее Современного Искусства госпожа Филипс повторит работу, представленную ею в 2012 году в Германии на фестивале "Документа" (Documenta) - одном из самых престижных событий мирового искусства, проходящим раз в пять лет. Ее "Струнный этюд" основан на музыкальном материале, написанном для оркестра заключенных концлагеря Терезиенштадт (Theresienstadt) в 1943 году. Для записи своей работы госпожа Филипс использовала партии всех инструментов кроме виолончели и альта, оставив протяжные паузы в местах, где были их ноты - конечно, вызывая в памяти уничтожение нацистами музыкантов и художников.
"Для публики саунд-арт все еще нов, но очень, очень доступен для понимания", - говорит Том Экклз (Tom Eccles), куратор, заказавший Филипс очередную работу в Нью-Йорке этой осенью. "Доступен на очень базовом уровне. Один из наших первых опытов - звуковой, мы его получаем еще в утробе матери", - добавляет он.
Новое произведение госпожи Филипс "Закончился день" (Day Is Done) будет первой постоянной работой в жанре современного искусства на Губернаторском Острове (Governors Island) - бывшей военной зоне к югу от Манхэттена, на переоборудование которой уже выделили 75 миллионов долларов. Госпожа Филипс устанавливает там четыре раструба громкоговорителя старого образца - типа тех, что можно увидеть на стадионах для бейсбола - вокруг фасада старых разрушающихся казарм, и каждый вечер в течение часа громкоговорители будут играть мелодию военного рожка "Список павших" (Taps). Призрачные звуки этой музыки будут перетекать из одного громкоговорителя в другой, рассредоточиваясь по территории острова.
На пробном запуске, проведенном холодным весенним днем, работа пробудила воспоминания о временах, когда "Список павших" исполнялся на острове каждый день. Также это навело на ассоциацию с военными похоронами и памятью о погибших. (11 сентября с этого острова было прекрасно видно, как падают башни-блезнецы).
"Закончился день" удачно использует близость Нью-Йорка к морю. Приехав на прогон из Берлина, где она живет, госпожа Филипс сказала, что после того, как воспроизведение на территории закончилось, "нам показалось, что оно все еще продолжается. На самом деле, это уже звучали гудки кораблей". И добавляет: "Мы были очень счастливы".
Господин Экклз указывает на то обстоятельство, что в случае с такими произведениями как "Закончился день", "вам не обязательно это сразу же классифицировать как объект искусства", подразумевая, что те, кто непроизвольно сопротивляются современному искусству, здесь этого не испытают. "Работая со звуком, ты можешь позволить себе создавать нечто более сложное, чем это допустимо в других медиа", - говорит он.
Возможно, причина тому - это MP3 и подкасты, которые играют сегодня большую роль, равно как и новое ощущение комфорта от работы с нематериальным миром чистой информации - это делает нематериальный звук менее эзотерическим. То, что звуковые волны передаются через воздух - это не более экзотично, чем то, что информация течет через киберпространство.