ВЛАДИВОСТОК, 4 авг – РИА Новости, Юлия Ковалева. Бригадир фирменного поезда "Океан" пассажирского депо Владивостока Юрий Янин в молодости три года был моряком, но судьба привела его на железную дорогу, где он трудится уже четверть века. Сначала он ходил на поездах дальнего следования, но уже почти 20 лет работает на фирменном "Океане", курсирующем между Владивостоком и Хабаровском. О своей жизни на колесах и необычных историях в пути Янин рассказал корреспонденту РИА Новости в преддверии Дня железнодорожника.
День железнодорожника в России традиционно отмечается ежегодно в первое воскресенье августа. Этот профессиональный праздник, учрежденный в 1896 году, был приурочен ко дню рождения императора Николая I, при котором началось строительство железных дорог в России. Он отмечался 25 июня вплоть до 1917 года, однако после Октябрьской революции 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет. Вспомнили о нем вновь в 1936 в СССР по постановлению правительства, который установил его на 30 июля. Но позднее праздник перенесли на первое воскресенье августа.
Из моря на рельсы
Юрий Янин, как и многие мальчишки тех лет, в детстве мечтал стать моряком: ходить на судах в дальние рейсы, знакомиться с экзотикой иностранных портов, а потому после школы поступил в Находке в мореходное училище.
По его признанию, уходят моряки на сушу с трудом. На судне жизнь размеренная, поделенная на вахты. По расписанию напоят, накормят, и никаких сухопутных бытовых проблем. К суетливому берегу надо привыкнуть, а главное – найти дело по душе, да и чтобы зарплата была не меньше, чем у моряка.
"Резкий поворот в моей жизни помогла сделать родственница, которая трудилась проводником пассажирских поездов. Она и уговорила меня пойти на курсы проводников. Стабильная работа, хорошая по тем временам зарплата", — вспоминает Янин.
Правда, выбор был сделан не сразу, какое-то время Янин сомневался: работа проводника вновь бы надолго разлучала с женой. Однако решение подсказала теща, предложив молодым учиться на проводников вместе и согласившись нянчиться с ребенком.
"Сейчас у нас уже семейный подряд. Глядя на меня с женой, проводником стала моя сестра. Теперь и она трудится в одной с нами бригаде. А там сын подрос и пошел по нашим стопам. Сейчас он учится на инженера-железнодорожника, а на каникулах подрабатывает проводником", — рассказывает глава семьи.
Проводники — на все руки мастаки
По словам Янина, работа проводника поезда только на первый взгляд простая: проверил билеты, чай предложил, навел порядок в вагоне. На самом деле, это большая ответственность: не уголь везут в вагонах – людей, а у каждого пассажира – свой характер, свое настроение. Незнакомого человека надо почувствовать, настроиться на правильной тон общения с ним, чтобы у него осталась хорошая память о поездке.
"Работать раньше было намного легче. Надо было довезти пассажира из пункта А в пункт Б, теперь, когда вагоны стали более комфортными, проводник должен хорошо разбираться в системе вентиляции, следить за режимом работы разных систем и вагонных коммуникаций. Интернет и телевидение появились в вагонах. Да и пассажир стал требовательнее: полка с постелью и чистое купе – уже мало. Значит, прибавилось обязанностей, возрос уровень знаний, повысилась ответственность", — заметил собеседник.
По признанию Янина, устает проводник не только от дороги, ночной работы на стоянках, много напряжения доставляет сознание того, что в любой момент может возникнуть непредвиденная ситуация и надо будет срочно принять правильное решение.
"Неожиданные ситуации могут быть разные. Скажем, плохо стало пожилому человеку. Проводник должен помочь ему. Найти среди пассажиров врача. В дороге случается всякое, приходилось даже помогать принимать роды между станциями. Пока по радио поезда искали среди пассажиров врача, пассажирка стала рожать. Благо, врач быстро нашелся. После родов он нас похвалил за то, что все правильно сделали до его прихода", — улыбается собеседник.
"Возникают в пути и забавные ситуации. Например, в купе едут двое, один выходит ночью или рано утром, второй — днем. Первого ты разбудил, и он сошел на своей станции. Второй пассажир при нем начинает собираться и видит, что у него два разных ботинка", — смеется бригадир.
Он отметил, что после каждой уборки в купе проводники находят в вагонах немало оставленных вещей. Проводники несут их мне непосредственно мне, чтобы при возможности отдать вещи их владельцам.
По его признанию, после сложных и напряженных рейсов сложно перестроиться, даже находясь дома, кажется, что ты еще "при делах".
"Бывает, просыпаюсь резко ночью. Сразу же смотрю в окно, а там темень. Еще не поняв, что дома, начинаю спрашивать жену: "Какая станция? Почему стоим?". И сразу же первая мысль, что незапланированная остановка поезда – это проблема или поломка механизма и надо что-то делать. Но жена меня вовремя останавливает, говорит "Спи, мы дома", — рассмеялся он.
Пассажир бывает разный
Проработав четверть века на железной дороге, Юрий Янин не представляет, как можно работать на земле, без передвижений.
Однажды ему предложили поработать в городе в депо, но проведя там немного времени, понял, что не может обходиться без своего родного коллектива и пассажиров и особой дорожной атмосферы. Занятно, говорит он, наблюдать, например, в поезде за японцами. В силу своего воспитания, вежливости и традиций, заходя в поезд, многие снимают ботинки и ходят в носках, даже когда идут в туалет и при этом лишь улыбаются и кланяются.
Собеседник заметил, за четверть века насмотрелся в поезде всякого. Был свидетелем, как в вагоне встречались старые армейские друзья, однокурсники, которые лет двадцать не виделись. Очень много хлопот, когда из армии домой парни возвращаются. Безобидный поначалу спор, о том, что круче – флот или пехота – в конфликт превращается. Тут главное вовремя пресечь, сотрудников полицейского сопровождения поезда оперативно вызвать.
За многие годы Янин понял, что в работе проводника — главное уметь понимать людей, ведь все они разные и у каждого свои "проблемы и заморочки". Поэтому без знания психологии и наблюдательности не обойтись. Даже с самыми нервными можно справиться словами, не нарушая покой других пассажиров.