НОВОСИБИРСК, 2 авг — РИА Новости, Елена Жукова. Акции в защиту скверов, парков и зеленых зон от точечной застройки стали проходить в Новосибирске все чаще, иногда их случается несколько на одной неделе. Опрошенные РИА Новости независимые эксперты считают, что конфликты вокруг зеленых зон разрешатся, если "устаревший" градостроительный кодекс будет защищать деревья, а не интересы бизнеса.
Но при этом они отмечают, что жителям предстоит научиться договариваться не только с властью, но и друг с другом. А также, что от них потребуется не просто высказывание позиции "мы не хотим", но и реальное участие в определении градостроительной политики.
Всегда были против?
Он считает, что сейчас возросло не желание протестовать и защищать, а именно интенсивность застройки мегаполиса и, таким образом, акций протеста стало пропорционально больше.
"Общественная активность против вырубки и точечной застройки заметна и колеблется примерно вокруг одного уровня на протяжении последних восьми-12 лет. С начала и до середины 1990-х точно была пауза в вырубках и застройке. В конце 1990-х были другие вопросы в повестке дня, более важные, как мне кажется", — сказал Карпов.
"Люди решили самые насущные проблемы — работа, еда, и теперь их начала интересовать среда, где они живут. А среда постоянно подвергается агрессии со стороны людей, претендующих на извлечение прибыли. Так как из зеленых участков извлечь прибыль проще — снес деревья и построил новое, то зеленые насаждения постоянно сокращаются", — говорит Мазур.
Некомпетентные законы
Завкафедрой архитектуры гражданских зданий Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Игорь Поповский считает, что во многом рост конфликтов связан с несовершенством градостроительного кодекса.
"Городские регламенты были приняты в ситуации, когда горожане были не компетентны в принятии этих регламентов и власть (была) не столько компетентна — это для России новый этап, мы не жили в такой ситуации с 1917 года. Вследствие появления объектов, вызывающих недовольство, будут происходить конфликтные ситуации…, регулирующие стройку, исходя из комфортности зон обитания", — считает архитектор.
"Если начинать обсуждения на уровне эскиза и предварительных планов, и делать это настойчиво и людям предлагать, чтобы они вносили предложения, то… можно вовлечь жителей в решение городских проблем… Но у нас только на уровне риторики говорится, что люди в курсе", — сказал Дубынин.
По словам Мазура, власти уже начали реагировать на протесты жителей, но не до конца перестроились.
"До сих пор приоритеты власти были такие: бизнес хочет построить, бизнес — это деньги, в том числе в бюджет, деньги прокладывают себе путь. Сейчас деньги встречают сопротивление общественного мнения, власть должна решить, что для нее важнее", — считает политолог.
"Протестное состояние — это первая фаза гражданской позиции. Когда будет выстроен инструментарий обратной связи, мониторинг мнений, и работа городских менеджеров будет не отдельно, а вместе с горожанами, скорее всего, будут выстраиваться партнерские отношения, когда горожане будут договариваться, как развивать эту территорию, как это происходит в Канаде, Швейцарии", — сказал архитектор.
Парк или парковка?
При этом он отметил, что договариваться горожанам придется не только с властями, но и друг с другом, так как интересы разных групп новосибирцев диаметрально различаются.
"Увеличение парковочных мест уменьшает озеленение, в данном случае встречаются интересы автомобилистов и пешеходов, конфликт развивается внутри социальных групп горожан. Есть два пути: либо власть будет проявлять политическую волю, пытаясь объяснить горожанам полезность принятия решений, либо горожане будут договариваться, где им строить парковку, а где оставлять зелень", — поясняет Поповский.
Альтернативные площадки
Поповский считает, что дефицит зелени больше всего ощущается в центральных районах города. По его мнению, есть несколько путей развития зеленых зон, приемлемых для Новосибирска.
Также, по его мнению, дополнительное озеленение можно делать на заброшенных промышленных площадках Новосибирска, однако это пространство чаще всего используют для создания новых деловых зон.
Дубынин уверен, что необходимо не только отстаивать деревья возле дома или сквера, но и защищать природные леса Новосибирска. "Весь мир идет обратным путем — пытается внутри города сохранять дикую природу и делать ее более доступной для людей", — подчеркнул Дубынин.
Список споров
Так, например, жители дома на улице Кошурникова, 5, возмущенные перспективой строительства нового ТЦ у их дома, организовывали круглосуточное дежурство возле стройки и не пускали туда экскаваторы. Одновременно несогласные обратились в суд, где застройщика обязали приостановить строительство.
Противостояние общественников и властей Новосибирска из-за планов строительства в Нарымском сквере гостиницы продолжается несколько лет. Все это время активисты ходят в суд и на пикеты.
В июне суд признал распоряжение мэра о постройке гостиницы в сквере незаконным. После чего мэр сообщил, что возможно там будет выстроен спортивный объект, а строительство гостиницы должно было быть не в сквере, а на месте снесенных зданий 1935-ого года постройки и он планирует разобраться с тем, как зона стройки расширилась на территорию сквера.
В соседнем Октябрьском районе активисты отстаивают сквер у Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), где собираются строить теплотрассу. Они также обратились в суд, однако в запрете строительных работ в сквере им отказали. Поэтому часть деревьев уже вырубили.
Последним "яблоком раздора" стал сквер в Советском районе, где СО РАН собирается строить жилье для ученых. Жители близлежащих домов считают, что строительство дома на территории сквера нарушает градостроительные нормы. Они уже собрали более 2 тысяч подписей против застройки и готовят документы, чтобы подать иск в суд. Последняя их акция протеста состоялась в четверг.