Русская водка полилась в Америке рекой. В Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Чикаго активисты гей-сообщества выливают на мостовую содержимое бутылок с изображением гостиницы "Москва" на этикетке. Почин "Бойкотируй "Столичную!" возник в интернете, и смысл его – если не подорвать экономику России, то по крайней мере насолить. Идея родилась в ответ на российский закон о штрафах за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, который из Нью-Йорка кажется совсем уж махровым. Пожалуй, в новом тысячелетии нынешний бойкот – это первый пример западной "народной дипломатии", решившей выразить свое отношение к российской политике, так сказать, снизу, и весьма нетрадиционным способом.
В Большом Яблоке, известном своими либеральными взглядами, российское нововведение очень многие расценили как унижение достоинства людей, не принадлежащих к гетеросексуальному большинству.
В среду к генконсульству РФ на 91-й стрит подтянулись протестующие с плакатами "Вылей русскую водку!" "Русская водка полна ненависти", "Сначала они придут за геями…". Парочка парней из боксерского клуба без колебаний переворачивала раскупоренные емкости вверх дном. Зрелище для кого-то из россиян явно тяжелое. Выглядело примерно как если бы москвичи начали демонстративно топтать хот-доги. Хотя американская сосиска с нашей горькой вполне между собой дружат, особенно если добавить к ним соленого огурца.
"Настоящая?", – не удержалась я от вопроса. "Самая настоящая!",- заверил американский джентльмен, поливающий раскаленный от жары асфальт беленькой. Та тут же испарялась и очень по-настоящему пахла. Полиция не препятствовала разливу водки, пустые бутылки аккуратно складывали в мешки, чтобы не засорять город.
"Столичная" – лучший друг геев
На Нижнем Манхеттене, в районах Уэст и Ист-виллидж, где сосредоточены гей-бары и ночные клубы, украшенные эмблемой радужного семицветья, бойкот продукта, считающегося русским национальным достоянием, вступил в силу. В социальных сетях граждане обсуждают, водку с какой этикеткой можно брать, а с какой – ни в коем случае. Сообщество склоняется к тому, что уж если пить, то Grey Goose – Франция 100%. "Не покупайте Gold Symphony (Золотая симфония), Hrenovuha (Хреновуха), Kubanskaya (Кубанская), Moskovskaya (Московская), Narodnaya (Народная), Putinka (Путинка)", – перечисляет активист Филлим Лоренс Хантер список из нескольких десятков наименований. "Черт! Хоть ты ничего больше не покупай в Америке!", – раздосадован Бен Хансен.
Новый вид бдительности напоминает проницательность еврея-ортодокса, опасающегося, как бы не промахнуться с кошерным напитком, или подозрительность мусульманина, остерегающегося подвоха в виде подмешанной свинины. Примерно так мы боролись с "Боржоми" и "Киндзмараули", только "сверху", а не "снизу".
Между тем производитель той самой "Столичной", группа SPI, решительно отмежевалась от Москвы, заявив, что она гонит свой продукт в Латвии, и сама является жертвой неправедных действий правительства. Еще в бытность премьерства Михаила Касьянова тяжба за бренд привела к его расколу на западного производителя и отечественного, которые поделили сферы поставок. Продукт от иностранной, а не российской компании разливают в барах охваченных волнениями США, Канады и Великобритании.
"Столичная" всегда была другом ЛГБТ-сообщества и оппонентом российского правительства", – с таким заявлением выступил представитель группы Вал Менделеев, человек со знаковой для отрасли фамилией.
"Столичная, на наш взгляд, несправедливо была выбрана сообществом, с которым мы всегда сотрудничаем. Если вы посмотрите на то, как развивались наши отношения с российским правительством в последние 10 лет, то убедитесь, что правительство нас бойкотировало…А теперь нас бойкотирует ЛГБТ-сообщество".
Ряды американской либеральной общественности раскололись по поводу выбранной тактики борьбы. Самые дальновидные опасаются, что только навредят российским геям тем, что не будут пить водку.
Иные отбрасывают сомнения. "Мы продолжаем изучать "Открытые письма" из "Столичной", их дистрибьюторов и рекламных партнеров, но пока видим, что значительная доля производства их водки связана с Россией… Владелец компании (вероятно, имеется в виду Юрий Шефлер) по-прежнему числится в списке самых богатых людей России. Что плохого в том, что мы не хотим, чтобы доллары, которые тратит наше ЛГБТ-сообщество, направлялись в Россию?", – пишет на своей страничке в Facebook голливудский Revolver Video Bar, предлагая заодно получше присмотреться к кадровой политике корпорации.
Тем временем почин, направленный на подрыв позиций одного из самых популярных в США брендов спиртного, оживил конкурентов – американская SKYY выступила в соцсетях с новым слоганом: "За равные права!" с бутылью на фоне звездно-полосатого флага. Канадская Pearl Vodka объявила в Филадельфии в баре Woody’s обмен: свою бутылку в компенсацию за каждую вылитую "Столичной".
Передовая за стойкой бара
В питейном заведении "Russian vodka room" (в народе – "рюмочная") на Манхэттене как обычно людно. Народ различной ориентации – кому какое дело? – выпивает в затемненном помещении, завешанном красными серпасто-молоткастыми реликвиями времен СССР. Пианист Володя наигрывает на рояле ностальгическую тему Таривердиева – встреча Штирлица с женой из "Семнадцати мгновений весны". Но покой обманчив: "точка" вдруг оказалась в самом эпицентре коллизии уже из-за одного своего названия.
"У нас 128 видов русской водки. Продажу сворачивать не будем", – говорит менеджер Аркадий Каграмян. Американцы, желающие вкусить русской экзотики, потягивают чарку "по-нашему", без "разбавителей". Аркадий снисходительно вздыхает: "надо же под селедочку, огурчик, картошечку, сало".
По существу же… Коллектив "Рюмочной" осуждает российский закон о гей-пропаганде и приветствует равенство граждан вне зависимости от их расы, вероисповедания и сексуальной ориентации – вполне политкорректно заверяют меня в этом заведении.
"Только водка тут при чем? Политика – дело такое: в России закон приняли, а у нас отзывается… Конечно, русские рестораны в Америке теперь пострадают, что совсем неправильно", – вздыхает Каграмян.
Америка погрузилась в диспут о водке, а совсем не о правах человека в России. Хотя верно нас критикуют: чарку пить умеем, а прислушиваться хоть к какому-нибудь меньшинству – не по-нашему. Подумалось: интересно, что было бы, если Россия объявила бойкот горькой хотя бы на лето?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции