Громкий резонанс получило недавнее происшествие на дороге в Новосибирске, когда водитель Lexus до смерти избил пешехода–пенсионера, медленно переходившего дорогу. Руководитель реготделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов считает, что подобные инциденты и в целом агрессия на дорогах являются следствием социальной напряженности, экономической нестабильности, а также уже почти обычным эффектом мегаполиса.
Немотивированная агрессия – это следствие скученности населения, стадный инстинкт, закон толпы, который провоцирует проявление агрессии, это удел городов. Я недавно с автопробегом ездил в Магадан, поверьте, где-нибудь на трассе "Колыма" никакой агрессии быть не может, там задача – выжить, доехать без аварии до пункта назначения.
Это стрессовая ситуация для всех, для среднего класса, владеющего автомобилями, – особенно. Я думаю, что в основе неадекватного поведения водителей – экономическая ситуация. Недавно проводились мониторинги, которые говорят о колоссальном росте пессимизма в среде предпринимателей.
Люди, в результате, начинают выплескивать свою тревожность в форме немотивированной агрессии, это выход негативной энергии. Одним воспитанием водителей, как предлагают власти, этого не решишь. У нас чиновники чуть что, сразу начинают говорить, что население такое-сякое: да нет. Если экономика стагнирует, то промывка мозгов, "воспитание" не поможет или поможет лишь на время.
Посмотрите, что творится за границей, – там похлеще, там и митинги, забастовки и агрессия против сотрудников правоохранительных органов. Все эти вещи – проявление финансового кризиса, а Россия сейчас вступает в экономический кризис. Этому много свидетельств, например, доходы населения упали на пять процентов – и это только официальная статистика.
Если за границей недовольство ситуацией проявляется открыто, то у нас оно скрыто, потому что произошло разрушение социально приемлемых форм выражения своего недовольства, у нас разрушились организации вертикального толка, через которые можно было проявить недовольство – типа комсомола или партийных структур.
Ситуацию пытались изменить, разрешив регистрацию партий, но пока из этого ничего не вышло. В результате сейчас реально работающих механизмов проявления недовольства в стране нет.
Кроме того, много агрессии в телевидении, если сегодня там, на экране, никого не убили и не взорвали, то "жизнь прожита зря". Это агрессивный фон, это пропаганда, наложенные на реальные экономические проблемы, которые сейчас в экономике развиваются и дают вот такой результат в виде немотивированной агрессии.
В развитии этой ситуации важно, чтобы немотивированное насилие, агрессия не превратились в массовую истерию, как происходит в Египте, например, иначе наши проблемы еще усложнятся.
Для справки: Конфликты и "громкие" ДТП на дорогах Новосибирска
В марте 2008 года около новосибирского автовокзала, двигаясь в автомобильной пробке, "ВАЗ-21099" и Toyota Corona боковыми зеркалами задели друг друга. После чего водитель ВАЗа достал из своей машины топор и начал один за другим наносить удары по автомобилю Toyota, разбив в результате стекла, фары, практически отрубив зеркала, погнув стойки и изуродовав крышу иномарки.
Кроме того, машина двигалась с превышением скорости, что нередко характеризует манеру вождения стритрейсеров в городе. Особый резонанс происшествию придал тот факт, что сразу после инцидента девушка закрылась в машине и написала своему приятелю sms: "Зая, я убила мента. Что делать?".
В июле 2010 года два пешехода Дмитрий Бабин и Дмитрий Панов, по версии официальных органов, будучи нетрезвыми, шли по проезжей части улицы Богдана Хмельницкого. Милиционер, двигавшийся по дороге на машине, остановился, чтобы пресечь нарушение. Бабин открыл дверь авто и стал избивать водителя.
Сами пешеходы уверяли, что Бабин переходил дорогу и остановился посредине, где находятся трамвайные пути. В это время автомобиль милиционера, ехавший по трамвайным путям, задел его бампером. Далее Бабин, по его словам, был приглашен в автомобиль, где милиционер стал его избивать. Друг поспешил ему на помощь.
В апреле 2012 года в Железнодорожном районе Новосибирска возле остановки "ЦУМ" мужчина выстрелил по автобусу из пневматики, проезжая мимо на автомобиле "ВАЗ-2115". После задержания стрелявший объяснил свое поведение конфликтом с водителем автобуса по поводу того, "кто кого должен был пропустить".
В марте 2013 года нетрезвый инспектор ГИБДД, находясь за рулем личного авто, устроил ДТП на улице Жуковского, в котором пострадали четыре машины. По официальным данным, после столкновения его избили "неустановленные лица".
В июне 2013 года в Бердске в полицию позвонил водитель Nissan Cefiro и сообщил, что в него стреляли из-за конфликта на дороге. Со слов пострадавшего, "ВАЗ-2110" его "подрезал", тем самым создав помехи на дороге. Тогда водитель иномарки обогнал "Жигули" и вынудил остановиться.
На прошлой неделе 59-летний водитель Lexus днем на улице Добролюбова избил 77-летнего пешехода. По версии следствия, автомобилиста вывело из себя то, что пенсионер медленно переходил дорогу. Пострадавшему вызвали "скорую", но мужчина скончался в присутствии врачей.
В то же время адвокат водителя утверждает, что пенсионер сам спровоцировал конфликт. По его словам, есть экспертиза и видеозапись, доказывающие, что мужчина переходил дорогу в неположенном месте, не убедился в безопасности перехода и чуть не угодил под колеса машины. При этом пенсионер плюнул в автомобилиста и ударил по машине сумкой.